Лихач уверен: все равно за него заступятся
Лихач уверен: все равно за него заступятся
31.01.2014
Злободневная тема. Продолжаем разговор
Безопасность на дорогах остается одной из самых злободневных проблем нашей жизни, острота которой связана с гибелью людей в авариях – сводки пресс-службы МВД РА, регулярно публикуемые в нашей газете, давно уже, и вполне правомерно, сравнивают с фронтовыми сообщениями. Что же мешает решению данной проблемы?
В республике давно уже заново сформирована структура Госавтоинспекции Министерства внутренних дел, сама служба оснащена автомобилями и современной техникой. Нерешенным остается вопрос с кадрами. Личного состава явно недостает. В обществе постоянно циркулируют слухи о неплохих побочных, скажем так, заработках стражей порядка дорог. Так это или не так, но молодые люди не изъявляют сегодня особого желания служить в автоинспекции. Почему?
Тем, кто не понаслышке знает о характере этой работы, известно, что служба в ГАИ весьма ответственная, с напряженным графиком – с утра до вечера, в том числе в праздничные дни. При этом зарплата сотрудника Госавтоинспекции несопоставима с возлагаемой на него нагрузкой, и не в последнюю очередь – психологической. Диалоги с нерадивыми водителями – не просто не для слабонервных, они требуют огромного терпения и самообладания. Да и был бы эффект от задержания нарушителей…
«Какой толк от моей работы, – признаются многие автоинспекторы, – если, как правило, после того как я фиксирую нарушение Правил дорожного движения тем или иным человеком за рулем, тут же за него заступаются не только родственники, соседи, приятели, но и вовлеченные в этот натиск на ГАИ чиновники, которые, казалось бы, не меньше нашего должны беспокоиться о порядке на дорогах. И это при том, что сам водитель признается, что нарушил, скажем, скоростной режим или сел за руль пьяным…».
Такое заступничество многими признается как настоящее проявление родственных и дружеских отношений. И мало кто задумывается над тем, что фактически именно они, заступающиеся за нарушителей, создают таким образом не только на дорогах, но и в самом обществе атмосферу вседозволенности и безнаказанности, что именно они, по большому счету, и повинны в гибели и увечье людей в дорожно-транспортных происшествиях. И гибнут за рулем чаще всего молодые люди – в таком возрасте особенно быстро улавливаешь, что дозволено все – обязательно выручат…
И уж совсем несерьезным выглядит для защитников-доброхотов то, что юношу хотели, видите ли, наказать только за то, что он в вечерний час крутил «восьмерки» на сухумской площади Свободы. «Да вы что, за такую ерунду лишать прав?» – ставили на место гаишников те же опекуны, в том числе и из тех, кто занимает государственные посты. «Вот и приходится отпускать этих «восьмерочников», – делится со мной сотрудник ГАИ. Но ничьих фамилий не называет – зачем, говорит, мне лишние недоброжелатели. Не поубавилось любителей погонять по этой площади и после того, как здесь установили ограждение – стали въезжать через парковые газоны. В этом сразу же были уличены трое молодых любителей гонок. Но опять же их родственники, подключив знакомых депутатов и чиновников, увели своих чад от наказания.
Казалось бы, всем должно быть понятно, что городская площадь – не место для ралли. Тем более когда речь идет о площади Свободы, названной так в ознаменование победоносного завершения Отечественной войны народа Абхазии и в память о ее освободителях. Неужели и это не должно никого останавливать в безудержной страсти к гонкам!
Проблему порядка в автодвижении не решить, даже если в разы увеличить количество автоинспекторов, потому что к каждому перекрестку городской улицы или к каждому отрезку трассы их не прикрепишь.
Казалось бы, всем понятно, что на красный свет проезжать нельзя, ставить своего «железного коня» на «зебре» возбраняется, не следует также выбрасывать из окон авто всякого рода пачки, окурки или плеваться. Но все это позволяют себе многие водители, в том числе престижных «Лексусов», «Лэнд-Крузеров», «БМВ», «Мерседесов». И можно представить себе реакцию, если бы за такие прегрешения их останавливали инспекторы ГАИ…
О какой уж тут цивилизованной езде, культуре движения по дорогам можно вести речь. Но обиднее всего то, что нередко нарушители ПДД оправдываются таким образом: «Ну что с того, что нарушил?.. Ведь на своей земле живем, бояться некого…» Как-то в своих предыдущих газетных заметках я обращал внимание на то, что те же наши земляки – владельцы «крутых» иномарок, выезжая за Псоу, ведут себя там весьма предупредительно, даже не помышляя нарушить правила и любезно улыбаясь каждому блюстителю порядка, даже если перед ними юнец из числа стажеров. А на своей родной земле, значит, можно вести себя как вздумается?
В последние годы в республике многое делается для создания условий безопасного движения автотранспорта: обновляются асфальтовое покрытие, разметки, дорожные знаки, многие перекрестки регулируются светофорами, в темное время суток освещается электрическим светом трасса от Сухума до Гагры, действуют стационарные и дорожные посты, давно уже разработаны Правила дорожного движения и т.д. Конечно, есть еще немало путей сообщения, которые нуждаются в ремонте. Однако в основном безопасность движения зависит от тех, кто садится за руль. А вот с этим у нас серьезные проблемы.
Говорят, со временем самосознание водителей (да и пешеходов тоже) вырастет. И сколько для этого нужно лет? 20, 30? И на протяжении всего этого времени воспринимать как неизбежное трагедии на дорогах, количество жертв в которых уже превосходит наши потери в войне 1992-93 годов?
Вряд ли самосознание придет само собой. Горькие уроки, увы, ничему не учат. И поэтому правы те граждане, которые считают, что необходим повседневный жесткий и принципиальный – на всех уровнях – спрос с заядлых нарушителей. Нужны, считают люди, штрафные площадки для автомобилей, чьи водители уличены в нарушениях ПДД, а их самих следует лишать прав на управление транспортным средством. Доводится слышать и предложения о том, что на уровне руководства государственной власти надлежит обеспечить жесткий спрос с тех чиновников, которые позволяют себе ходатайствовать за лихачей, за людей, садящихся за руль в хмельном подпитии. И если, кстати, не будет такого рода «адвокатов», то нарушителям придется платить установленные, как известно, высокие штрафы, и это также сможет остудить «горячие головы».
Номерной знак на автомобиле – это по сути паспорт страны. И судят о стране также и по тому, как ее граждане ведут себя за рулем. Не будем забывать об этом. А главное – о том, что безопасность, а нередко и сами судьбы людские зависят от поведения водителей. Война давно закончилась, и эти потери ничем не мотивированы. Грустно смотреть на груды искореженного металла на обочинах дорог, и больно узнавать, что за каждой аварией смерть или увечье человека – нашего родственника, близкого, друга, сослуживца, знакомого, соотечественника…
Юрий КУРАСКУА
Источник: Газета РА
Просмотров: 3570
Дата публикации: 01.02.2014 г.
Вернуться к списку новостей