Светлая услуга и её тени
Светлая услуга и её тени
20.01.2014
Актуальное интервью с послесловием
Нередко можно услышать сетования: как же так, население довоенного Сухума было вдвое-втрое больше, чем ныне, да и промышленность работала – и все равно электроэнергии хватало, а сейчас вдруг острые проблемы в энергообеспечении…
Но при этом многое не учитывается. Во-первых, проблемы в этой сфере давали о себе знать и в довоенной Абхазии, а во-вторых, в микрорайонах в советские времена функционировали котельные (на мазуте, солярке, угле), к тому же крупные предприятия имели свои котельные. Некоторые домовладельцы пользовались дровами, щедро расходовался и баллонный газ – все это не было по своим ценам обременительным для граждан. И при этом, кстати говоря, у каждого было четкое понимание: за потребляемую электроэнергию надо исправно платить, сомнений на этот счет ни у кого не возникало. Сейчас ситуация совершенно иная – мы всецело перешли на электроэнергию.
Обо всем этом напомнил в начале нашей беседы начальник Сухумского Управления электросооружениями Тимур Джинджолия.
– Вы же знаете, что никаких котельных в городе давно уже нет, да и никто не устраивает себе отопление с использованием газа, – подчеркнул он. – Все предприятия, частные предприниматели и горожане рассчитывают только на энергообеспечение. С электричеством обустраивать свой быт дешевле, да и чистота обеспечивается.
– И все же, даже с учетом всех названных факторов и обстоятельств, горожане хотят, чтобы перебоев с подачей электричества не было. Почему же не удается сделать это и спустя 20 с лишним лет после войны?
– Но это, согласитесь, не такие уж простые обстоятельства. Нагрузки на наши сети постоянно увеличиваются. Как запретишь людям ставить в комнате не один, а два кондиционера, отапливать залы масляными обогревателями… В то же время один за другим открываются новые магазины, вводятся в строй новые дома, частные гостиницы, строятся мастерские, и все эти объекты рассчитаны на использование электроэнергии зимой и летом. Вот и получается, что если в зимний период 2012 года город потреблял 98 – 100 мегаватт, то ныне этот показатель возрос до 120 мегаватт. Но к такому напряженному режиму наше хозяйство не готово.
Могут спросить: что же в это время вами ничего не делается для улучшения положения дел? Если бы не делалось, то свет отключался бы не кратковременно, а на неделю. Наши работники постоянно ездят по городу, замеряя нагрузки на основных линиях и ТП – трансформаторных подстанциях и в случае необходимости предпринимают необходимые меры. Случаются и аварийные отключения, хотя для стабильной подачи электроэнергии пришлось снизить напряжение в сети, и сейчас оно составляет 160 – 180 вольт.
В ходе подготовки к зиме мы заменили 40 процентов проводов. Смонтировали новые трансформаторы, но и в них, кстати говоря, из-за перегрузки масло, что называется, кипит. Поэтому и пришлось прибегать к веерным отключениям.
Можно услышать и такое суждение: зачем, мол, освещать улицы и трассы фонарями, ведь это, да еще и с подсветкой зданий и деревьев, увеличивает нагрузку? Однако нагрузка при этом составляет всего 2 мегаватта – это мизер, если сопоставить со 100 – 120 мегаваттами, о которых я уже говорил. Да и не думаю, чтобы горожане обрадовались, видя улицы, погруженные в ночной мрак.
– Так какой же все-таки выход из этой, в целом вроде бы беспросветной, ситуации?
– Выход в том, чтобы уже сегодня готовиться к будущему осенне-зимнему периоду. Составить необходимую проектно-сметную документацию и обращаться к соответствующим российским предприятиям с заявками на то или иное оборудование и материалы, в которых мы нуждаемся. Но при этом хочу отметить, что, конечно же, сухумское электрохозяйство нельзя воспринимать как обособленное от общей системы госкомпании «Черноморэнерго». Так что работы надо вести начиная с ИнгурГЭС и по всей магистрали. Не буду загружать читателей газеты цифрами и техническими терминами, обобщу: на все нужны деньги, и деньги большие.
Поясню на примере. Конструкция одной трансформаторной подстанции обходится в пределах от трех до четырех миллионов рублей. А у нас 264 таких ТП. И еще. Чтобы оперативно и надлежащим образом устранять те или иные поломки, мы должны располагать постоянным запасом ремонтных комплектов, а это трансформаторное масло, рубильники, перемычки, провода, кабель и многое другое, и соответствующей техникой. Все материалы должны быть под рукой – кто согласится днями сидеть в ожидании, когда мы раздобудем материалы? А обойтись бывшими в употреблении рубильниками или проволокой не получится – надолго их не хватит.
«Пусть на все это и выделяет деньги государство!» – говорят рассерженные потребители. Оно-то, государство, и выделяет средства. Но почему бы при этом не подумать, что за электроуслуги надо платить. Между тем положение с оплатой за свет просто удручающее. В Сухуме вносят плату менее половины потребителей. Уже не говорю о стопроцентной оплате, было бы 70 – 80 процентов – это дало бы возможность регулярно приобретать необходимые для ремонта материалы и качественно производить его. В целом это позволило бы улучшить и подачу электроэнергии, и напряжение в сети. А коллектив у нас вполне трудоспособный и, поверьте, сейчас и пяти минут монтеры не сидят на месте, в зимний период работа ведется круглосуточно.
Давайте же понимать друг друга. Выполняя порученную нам работу, мы хотели бы, чтобы и потребители не забывали о своих обязанностях – своевременно сверяться со счетчиком и вносить полагаемую сумму. Одними односторонними упреками делу не поможешь.
* * *
Послесловие. В дни, когда в Сухуме, как и по всей Абхазии, резко упала температура воздуха, выпал снег и в столице случалось до 10 – 15 аварий в сутки с сопутствующими отключениями света, надо было видеть, в каком напряженном ритме – просто-таки на износ – трудились работники СУЭС. С диспетчерского пункта их то и дело направляли в различные районы города. Несмотря ни на что, они справились с огромным объемом работ. Длительных отключений в тот холодный снежный период не было.
Побывав в один из таких дней в диспетчерской, мне довелось увидеть и примеры иного рода, когда сюда на «крутых» иномарках подъезжали солидные, скажем так, горожане и, пренебрегая тем, что ремонтники спешат на очередные, зарегистрированные вызовы, требовали – намекая на знакомства или даже предлагая деньги, чтобы монтеры, отложив другие вызовы, устремлялись бы именно к ним, чтобы свет незамедлительно появился в их домах. И это чаще всего не походило на просьбы, это были жесткие требования. Как потом выяснилось в беседе с работниками СУЭС, сами эти напористые горожане годами не вносят плату за электроэнергию.
Сдается, они и не ведают, где надо платить. Зайдите в любой день в кассовое помещение этой городской энергослужбы и вы не увидите здесь особого оживления. Приходят все те же, как говорят сами сотрудницы касс, добропорядочные горожане, среди которых немало пожилых людей, пенсионеров – словом, люди из той категории, которую называют социально уязвимой. А состоятельные граждане вспоминают о СУЭС лишь тогда, когда в их домашних апартаментах гаснут лампочки. И именно эти наши земляки – в первых рядах возмущающихся неполадками в энергохозяйстве. Но управы на неплательщиков, как видно, нет.
Довелось слышать мнения о том, что вот придет внешняя управляющая компания и, взяв на себя стабильную подачу электроэнергию, потребует неукоснительного внесения платежей – невзирая на чины, заслуги и некую «крутизну». Словом, ни с кем церемониться не будет. Что ж, в условиях рыночных отношений все возможно. Но нужно ли нам, чтобы эта важная отрасль жизнеобеспечения перешла в чужие руки? Неужели мы сами не можем добиться обязательности всех граждан. А состоит эта обязательность всего лишь в элементарном исполнении своего коммунального долга – заплатить за свет в доме.
И если бы, кстати, такая обязательность присутствовала, то не светились бы лампочки во всех комнатах горожан, не горел бы день-деньской свет в их дворах… И значит – снизилась бы нагрузка на электролинии, которая сегодня зашкаливает.
Публикацию подготовил Юрий КУРАСКУА
Источник: Газета РА
Просмотров: 1902
Дата публикации: 20.01.2014 г.
Вернуться к списку новостей