Ажьырныхуа – главный праздник Абхазов
Сегодня в Абхазии нерабочий день – этнические абхазы продолжают отмечать свой главный праздник Ажьырныхуа, ну а все остальные отдыхают после встречи Нового года по старому юлианскому календарю. О том, как провели эти дни в селе Хуап представители рода Хашиг, рассказал наш постоянный абхазский автор Инал Хашиг.Дэмис Поландов: Инал, сегодня в Абхазии нерабочий, праздничный день. Я думаю, это уникальная ситуация, что старый Новый год отмечается как нерабочий день, то есть это праздник. А что это за традиция празднования старого Нового года, и как, вообще, этот праздник отмечают в Абхазии?
Инал Хашиг: Я не совсем уверен, что это связано со старым Новым годом. Просто так получилось, что один из самых уважаемых и любимых абхазами праздников Ажьырныхуа как раз совпадает по календарю со старым Новым годом. Поэтому все накладывается, и восприятие самого праздника ассоциируется со старым Новым годом. Тем не менее это действительно исключительно абхазский праздник, потому что его восприятие даже в сельской местности значительно весомее, чем, допустим, празднование обычного Нового года. В абхазских селах до сих пор многие считают, что главный праздник это все-таки не Новый год, а именно Ажьырныхуа. Это абхазский главный праздник года.
Дэмис Поландов: Инал, а в чем, собственно, его смысл? Это все-таки начало нового года?
Инал Хашиг: Это не только начало нового года в обычном календарном исчислении. Это середина зимы, начало ожидания весны, новой жизни и т.д. Здесь очень много чего переплетено, и, кстати говоря, сами этнографы тоже не сходятся к единому мнению, в чем, собственно говоря, специфика этого праздника. Ритуал его проведения тоже не совсем однотипный. Бывает, что в одном и том же населенном пункте его празднуют по-разному.
Допустим, в нашей семье, в дедовском доме в селе Хуап, мы празднуем так: собирается вся семья, а это по абхазским меркам человек 40, т.е. люди, которые имеют отношение к этому родовому гнезду. Мужчины режут жертвенного бычка или козла и уже в сумерках идут с приготовленным мясом и пирогами в священную кузню, и там совершается обряд этого праздника. По возвращении глава семейства с жертвенным петухом благословляет каждую женщину дома. Там тоже свой определенный ритуал соблюдается. В других семьях бывает по-другому. Допустим, на каждого из мужчин режут по петушку, ограничиваясь этим. То есть много разнообразных вариантов, но все едины в одном – это действительно очень добрый, хороший праздник. Уже на следующий день, 14 числа, все ходят по соседям, друзьям, знакомым, друг друга поздравляют.
Дэмис Поландов: Инал, а, собственно, в кузне какие слова произносятся, о чем говорят?
Инал Хашиг: В кузне старейшина обычно обращается к Богу, к Всевышнему. Он держит в левой руке деревянную палочку с нанизанными на нее мясом, пирогами и т.д. и, обращаясь к Богу, просит для своей семьи, для своего народа и вообще для всего окружающего мира благоденствия, спокойного, мирного времени. Вместе с этим он обещает, что он как глава семейства берет ответственность за свою семью и обещает не гневить его. Там много таких важных вещей обычно говорится, и каждый, кто с уважением относится к этому празднику и ко всем ритуалам, старается соответствовать тем мольбам, которые старейшина рода обращает к Богу, и каждый хочет именно так провести этот год. В правой руке старейшина держит стакан вина, и уже после того, как он обратится к Богу со своей просьбой, этот стакан вина по глоточку испивают все мужчины этого рода, начиная от старейшины и заканчивая самым младшим представителем этого рода. Вот такая традиция существует, по крайней мере, в нашей семье.
Подробнее о празднике
Официальное название Старого Нового года в Абхазии — Ажьырныхуа — День сотворения мира, обновление. Этот день в Абхазии является праздничным и нерабочим.
Существует и другое название - “Хьячхуама”. Оно используется бзыбскими абхазами.
Этот интересный и самобытный праздник соответствует по дате нашему старому Новому году.
Это торжество восходит своими корнями к временам язычества и посвящено
древнему богу Шашве, покровителю кузнецов. Так как кузница у абхазов
считается едва ли не священным местом, то и праздник естественно имеет
особое место среди прочих.
На время праздника все члены рода собираются в доме главы этой большой
семьи. В прошлом в этом торжестве имели право принимать участие только
мужчины, которые после застолья направлялись к кузнице, где происходил
обряд жертвоприношения. Обычно для этого использовали одного козла
белой масти и по одному петуху от каждого участника этого древнего
мероприятия. Затем глава семьи брал в левую руку палку с нанизанными на
неё бедром, печенью и сердцем животного, а также ломтиком хлеба, а в
правую стакан с вином, после чего произносил молитву. В это же время,
становясь вокруг наковальни, остальные мужчины зажигают свечи, и, стоя,
ожидают, когда они догорят. После чего каждый осушает по стакану вина и
немножко закусывает. Когда все эти мистические ритуалы заканчиваются,
то все участники возвращаются домой за праздничный стол и Новый год
продолжает отмечаться уже там. Праздник продолжается на протяжении 3
или 4 дней, первый из них носит название “Хлацан” - день сеяния пуль. В
этот день все юноши отправлялись на охоту с ружьём. Обычно они
стремились подстрелить какую - нибудь мелкую птицу, например, дрозда
или сойку. Потом, когда семья молодого человека гостит у соседей, он
преподносит подстреленную дичь в подарок одной из девушек этого дома, а
она в ответ дарит ему сделанный ею вручную платок или полотенце. Кроме
этого, утром этого же дня один из членов семьи идёт на улицу и ищет
ветки плюща и фундука. Нарвав нужное их количество, он развешивает эти
ветки над входом в дом. Считается, что это поможет привлечь в дом
достаток и благополучие.
В современной Абхазии в праздновании “Ажьирныхи” принимают участие все
абхазы, а ритуал жертвоприношения теперь включает только символическую
установку на палку рогов и кожи козла. Однако несмотря на некоторые
изменения , основной смысл праздника остаётся незыблемым и напоминает
каждому абхазу о его многовековой истории.
Еще хочу заметить, что те у кого нету кузни, те отмечают 13-го января, а те у кого есть кузня отмечают только в четверг или понедельник. Из за этого не всегда выпадает на 13-ое января.
Жизнь – жестокая вещь: еще час-другой – и эта коза с петухом будут принесены в жертву Шашве, покровителю кузнецов
Поздравляем всех жителей Абхазии с этим праздником!!!
Источник: ekhokavkaza.com
Просмотров: 2997
Дата публикации: 13.01.2014 г.
Вернуться к списку новостей