Абхазия не закрыта - МИД РА
Абхазия не закрыта - МИД РА
Абхазию никто не "закрывал", заявил замглавы МИД Абхазии Ираклий Хинтба, комментируя информацию об ограничении пересечения пограничного пункта на реке Псоу.
"Грузовой автотранспорт, необходимый для обеспечения жизнедеятельности страны, получит спецаккредитацию на пересечение российско-абхазской границы; пешеходы смогут пересекать ее беспрепятственно при наличии обозначенной цели визита в РФ; железнодорожный и морской транспорт остается за скобками ограничений", - подчеркивает на своей странице в "Фейсбуке" Хинтба.
"Никаких проблем, которые превышали бы степень заинтересованности Республики Абхазия в безопасном проведении Олимпийских игр в Сочи, не предвидится. Во-вторых, никаких консультаций с представителями ведомства Пааты Закарейшвили в Женеве относительно каких-то "облегченных вариантов пересечения разделительной линии" не было и быть не могло ввиду абсурдности самой постановки вопроса", - отмечает замглавы МИД РА.
Ограничения по передвижению вступили в силу с 7 января и будут действовать до конца марта. Грузинский министр примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили заявил, что правительство будет готово оказать помощь Абхазии, если появится такая необходимость.
ИА REGNUM
Абхазию «закрыли»: Тбилиси предложил свою помощь
Олеся Вартанян
07.01.2014 20:30
Сегодня вступили в силу ограничения на пересечение пограничного пункта на реке Псоу. До конца марта большинство местных жителей не сможет выезжать из республики, которая граничит с олимпийским городом Сочи, на собственных автомобилях. В Тбилиси выражают готовность помочь, если у граждан республики появится необходимость в этом.
На Ингурском мосту изменений нет – здесь действуют прежние правила пересечения административной границы в пешем порядке и на автомобилях. Ограничения коснулись границы на реке Псоу. Ровно в полночь 7 января российские пограничники закрыли проезд для автомобилей с номерами де-факто республики. Это произошло в соответствии с указом президента России, опубликованном еще полгода назад, о дополнительных мерах безопасности во время сочинской Олимпиады.
Согласно документу, в течение почти четырех месяцев, до 21 марта, абхазские автомобили смогут проезжать в Россию лишь по специальным олимпийским пропускам. В день Сухуми сможет выдать только 50 подобных пропусков – об этом сказано в распоряжении Министерства экономики де-факто республики. При этом приоритет будет отдаваться транспортным средствам, «задействованным в обеспечении жизнедеятельности» Абхазии.
Такой порядок на границе может привести к дефициту, а значит, росту цен на продовольствие и топливо, считают в Тбилиси. В Абхазии также могут возникнуть проблемы с транспортировкой людей, нуждающихся в срочной медицинской помощи. Министр примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили заявляет, что его правительство будет готово оказать помощь Сухуми, если появится такая необходимость:
«Я думаю, что у людей должна быть возможность для свободного передвижения через Ингурский мост, да и в целом через разделительную линию между Самегрело и Абхазией. Грузинские власти должны сделать все для того, чтобы уменьшить трудности, которые связаны с переходом через пропускные пункты, расположенные вдоль разделительной линии».
Закареишвили пока единственный грузинский политик, выступивший с подобным предложением. Хотя, по его словам, схожие инициативы звучали и раньше:
«Как мне известно, во время последней встречи в Женеве представители моего министерства, которые постоянно общаются с участниками дискуссий из Сухуми и Цхинвали, подчеркнули, что мы готовы рассматривать более облегченные варианты пересечения разделительной линии», – сказал министр.
Ответа из Сухуми не последовало. Аналитик Грузинского фонда стратегических исследований Каха Гоголашвили сильно сомневается, что руководство де-факто республики воспользуется подобным предложением. Тем более, продолжает эксперт, что абхазское общество обязательно расценило бы помощь из Грузии, если бы она была принята, как признак слабости Александра Анкваба, не сумевшего подготовить республику к жизни в условиях закрытой границы. По мнению эксперта, Сухуми прибегнет к помощи Тбилиси только при одном условии:
«Если грузинская сторона не станет вокруг этого строить крупный пиар и не подымет большую шумиху, в результате которой они могут почувствовать, что, вот, нас сейчас выставляют на посмешище – когда нам понадобилось, мы очень даже охотно принимаем любую помощь», – сказал Гоголашвили.
Готовность грузинского руководства протянуть руку Сухуми эксперт считает положительным фактом. Подобные дипломатичные заявления, по его мнению, создают благоприятный фон для налаживания двусторонних отношений:
«Я думаю, что мы все время спешим показать, какие мы хорошие, предлагаем то одно, то другое и готовы действовать. В то же время я вхожу в положение правительства, ведь прогресса в сфере урегулирования конфликтов практически нет».
По этой причине, считает Каха Гоголашвили, грузинские власти готовы использовать любую возможность, пусть даже она не обещает ощутимого результата в налаживании отношений с Сухуми.
Эхо Кавказа
Грузия в плену стереотипов
Пнд 06 Янв 2014 00:16:00
"Я очень боюсь, что наступит время, когда мы все поймем: Саакашвили был прав", - заявил на днях один из самых непримиримых противников президента Саакашвили, государственный министр по примирению и гражданскому равноправию Паата Закареишвили. До нового года его должность называлось "госминистр по реинтеграции". Однако Закареишвили настоял на смене названия, поскольку считал, что именно из-за неприемлемого названия официальные представители Абхазии и Южной Осетии отказываются вести с Грузией прямые переговоры без посредничества России. Название сменили на более нейтральное, а прямых переговоров как не было, так и нет. "Получается, что реально абхазы и осетины ничего не решают, за них решает Россия, а Саакашвили может оказаться прав в том, что диалог надо вести только с Москвой", - объяснил госминистр. То есть, по его логике, абхазы и осетины горят желанием вести прямой диалог с Тбилиси, но сами принять такое решение не могут. Значит, вести прямой диалог им запрещает та же Москва.
Некоторые российские наблюдатели восприняли последние высказывания Закареишвили как ужесточение риторики официального Тбилиси. Вернее, возвращение к конфронтационной риторике прошлых времен. Но справедливости ради отметим, что Паата Закареишвили, на самом деле, не сказал ничего нового - он лишь повторил все то, что неоднократно озвучивал в течение всего периода пребывания во власти: "Урегулированию конфликтов в Абхазии и Южной Осетии мешает Россия, не желающая допустить прямого диалога между Тбилиси и регионами, провозгласившими независимость еще в начале 1990-х. И если бы не "палки в колеса", вставляемые Москвой, диалог уже шел бы полным ходом".
Почему бы Москве не поддержать такой диалог? "Потому, что она тем самым наказывает Грузию за стремление подписать договор об ассоциации с Европой", - считают в Тбилиси. Получается, что если Грузия, вдруг, откажется от подписания упомянутого договора, то из Кремля в Сухуми и Цхинвали тут же будет направлен четкий сигнал начать прямой диалог с Грузией без предварительных условий. А то и начнется рассмотрение разных форм конфедеративного союза между Грузией, Абхазией и Южной Осетией.
Схематично, но очень показательно: именно в такой парадигме традиционно рассуждают не только Закареишвили но и абсолютное большинство грузинских политиков и экспертов. Причем вне зависимости от их пророссийской или прозападной ориентации: субъектами являются Россия и Грузия; а Абхазия и Южная Осетия – лишь объекты, они не способны вести собственную игру и будут делать то, что им прикажут из Москвы.
Удивительно, но за десятилетия после потери бывших автономий, эта парадигма не претерпела ни малейших изменений и до сих пор мешает здравому осмыслению фундаментальных проблем. На самом деле, если даже Грузия и откажется от евроассоциации или вступит в Евразийский союз, ничто и никто не сможет заставить Сухуми и Цхинвали действовать вопреки интересам осуществления собственного проекта независимой государственности, в том числе возвращения грузинских беженцев, не говоря уже о статусных вопросах.
Доказательство верности этого тезиса - все 1990-е годы, когда президент Шеварднадзе не заикался о НАТО, узаконивал российские военные базы сроком на 25 лет, назначал министров силового блока по рекомендации Москвы, но так ничего и не добился в деле "реинтеграции грузинского государства" именно в силу непримиримости абхазских и осетинских оппонентов территориальной целостности Грузии и их решимости отстаивать эту независимость в любом случае и в любой форме под лозунгом: "Если даже вы нас сдадите, мы не сдадимся!".
Грузия предложила Абхазии и Южной Осетии начать с чистого листа
Птн 03 Янв 2014 21:58:00
Министр Грузии по вопросам примирения и равноправия граждан Паата Закареишвили в своем интервью BBC рассказал о подходе новых властей страны к решению проблемы Абхазии и Южной Осетии.
Он подчеркнул, что новая концепция принципиально отличается от той, которая существовала во времена президентства Михаила Саакашвили.
В качестве примера Закареишвили упомянул о старом названии его ведомства. "Когда в Грузии появилось министерство реинтеграции, которое сменило министерство по разрешению конфликтов, оно сразу вызвало негативную реакцию со стороны Сухуми и Цхинвали. Они просто перестали разговаривать с представителями этого министерства. Для них термин "реинтеграция" означал, что эти регионы, не считаясь с мнением населения, будут реинтегрировать в остальную Грузию", - напомнил министр.
"У нас другой взгляд на вещи, мы хотим решения конфликта путем переговоров, путем учета мнения всех сторон", - отметил он.
"Грузия сегодня предлагает Абхазии и Южной Осетии, не забыв ничего, начать все с нового листа, потому что в Грузии, на самом деле, по существу изменилась власть. Она по-новому смотрит как на прошлое, так и в перспективу. Мы готовы обсуждать многие актуальные вопросы для конфликтных регионов – социальные, экономические. Мы готовы отложить в сторону любые вопросы, которые неприемлемы для них или для нас, политические вопросы, например, проблемы статуса. Мы можем решать те вопросы, по которым можно достичь согласия", - заявил Паата Закареишвили.
Министр подчеркнул, что Тбилиси стремится к тому, чтобы возвращение Абхазии и Южной Осетии стало добровольным и осознанным решением Сухума и Цхинвала. "Мы не собираемся навязывать себя, навязывать любовь или что-то в этом роде. Мы не должны отдаляться, у абхазов и осетин нет особого выбора - это Россия или Грузия. Но мы можем предложить им и другое - Европу. Нет, Европейский союз не поможет разрешить конфликты, но в наше предложение входит весь пакет демократических институтов, как, например, распределение власти, независимое судопроизводство, защита прав человека в целом и прав меньшинств в частности. И мы обязаны предложить им свободу выбора - выбора тех ценностей, которые их устраивают", - сказал он.
"Проблем действительно много, абхазы и осетины хотят жить в лучших условиях, экономически, политически, социально. Мы постоянно слышим жалобы - куда-то не пустили жителей регионов, какие-то другие проблемы. Мы готовы помочь, если это зависит от нас, мы готовы свести политические вопросы до минимума и вплотную сфокусироваться на гуманитарных", - резюмировал Паата Закареишвили.
Вестник Кавказа
Источник: Абхазия не закрыта - МИД РА
Просмотров: 6219
Дата публикации: 07.01.2014 г.
Вернуться к списку новостей