Ираклий Хинтба: суверенитет и безопасность - приоритетные направления нашей внешней политики
Ираклий Хинтба: суверенитет и безопасность - приоритетные направления нашей внешней политики
Интервью заместителя министра иностранных дел Республики Абхазия И. Хинтба для сайта Международного Абхазо-Адыгского Союза Молодежи
- Уважаемый Ираклий Ревазович, многие в Абхазии отмечают, что министерство иностранных дел является одним из самых эффективных министерств Абхазии. Расскажите, за счет чего МИД удается удерживать пальму первенства в молодом государстве, делающем акцент на экономическое развитие?
- Я бы не ставил вопрос таким образом. Для нашего государства одинаково необходимы прогресс в социально-экономической сфере и успехи в области внешней политики. Все взаимосвязано. При этом важно понимать, что реализация внешней политики - одна из определяющих функций и признаков суверенного независимого государства. Не комментируя Вашу лестную оценку деятельности МИД Абхазии, скажу лишь одно: коллектив министерства и его руководство честно работают над достижением и реализацией основных целей и задач внешней политики Республики Абхазия.
- В одном из своих интервью Вы процитировали известное высказывание, что «Дипломатия – это длиннейший путь из одной точки к другой». Применима ли подобная схема для Абхазии? Ведь Абхазия – это развивающаяся страна и некоторые вопросы требуют срочного решения.
Внешняя политика Абхазии по структурным и процедурным элементам, по «внутренней технологии» ничем не отличается от соответствующей деятельности других государств. Те вопросы, которые требуют срочного решения, своевременно решаются. Что касается стратегических целей, таких как обретение широкого международного признания, то они требуют реализации целого комплекса тактических мер дипломатического и информационного характера, преодоления сложившейся десятилетиями инерции международной среды, сопротивления наших оппонентов. Здесь нужно запастись терпением и не ждать сиюминутного чуда. Дипломатией движет не популизм, а спокойная планомерная работа, имеющая кумулятивный эффект.
- Какие долгосрочные и краткосрочные цели стоят перед абхазской дипломатией сегодня? Какие приоритетные направления работы МИД Вы могли бы обозначить?
Концепция внешней политики Республики Абхазия как нормативно закрепленная система взглядов на основные принципы, направления, цели и задачи внешнеполитической деятельности нашей страны разрабатывается в настоящее время Политическим отделом МИД Абхазии и будет представлена на утверждение Президентом Республики Абхазия. Тем не менее, исходя из текущей работы внешнеполитического ведомства, а также опираясь на ориентиры, содержащиеся в Послании Президента А.З. Анкваб Народному Собранию Республики Абхазия, можно говорить о таких приоритетных направлениях внешней политики, как обеспечение суверенитета страны и безопасности наших граждан, развитие отношений и связей с субъектами мировой политики, укрепление мира и стабильности в регионе. Наша внешняя политика стремится создать условия для социально-экономического развития страны, укрепить международный имидж Республики Абхазия, защитить интересы наших граждан за рубежом. Для нас первостепенное значение имеет развитие отношений с Российской Федерацией и достижение широкого международного признания.
Важно укреплять динамику двусторонних отношений с государствами, признавшими независимость Абхазии, уделять внимание работе с общественными, экспертными, медийными кругами в разных странах, взаимодействовать с диаспоральными организациями.
- Ключевым аспектом абхазской внешней политики является вопрос международного признания Абхазии? Как ведется работа в этом направлении и в чем ее основные сложности? Существуют ли реально работающие международные площадки для политического продвижения Абхазии в мире?
- Работа по созданию условий для укрепления международных позиций Республики Абхазия и достижения широкого международного признания ведется постоянно. Здесь главное не ориентироваться на широковещательные «прорывы», а много и целеустремленно работать. Тогда количество предпринятых усилий обязательно приведет к «новому качеству» международного статуса Абхазии. У нас не так много ресурсов, однако есть поддержка наших союзников, которая помогает в ряде случаев преодолевать ожесточенное противодействие США и других субъектов мировой политики, выступающих против международного признания Абхазии. И все-таки многое зависит от нас самих, ведь чем сильнее Абхазия изнутри, тем эффективнее будет ее внешняя политика.
- Одним из важных направлений международной деятельности любого государства является поддержка отношений с соотечественниками за рубежом. Известно, что огромное число абхазов проживает вне Абхазии. Уделяет ли руководство страны и ваше ведомство, в частности, внимание работе с соотечественниками?
- Безусловно, ведь это одно из важных направлений работы МИД Абхазии. Министр иностранных дел В.А.Чирикба, помимо прочего, является специалистом по вопросам абхазской диаспоры, что само по себе положительно влияет на формирование более эффективных подходов по выстраиванию отношений с организациями наших соотечественников за рубежом.
У нас налажено регулярное взаимодействие с основными диаспоральными структурами Турции, Сирии, Иордании, европейских стран. За это отвечает, в частности, специальный отдел в МИД Абхазии.
- Известно, что в последнее время в Абхазию вернулась целая группа репатриантов из Сирии. В чем сложности процесса репатриации для государства? Почему динамика возвращения соотечественников из благополучных стран Европы неубедительна?
- Вы сами ответили на свой вопрос: потому что Абхазия пока менее благополучна в социально-экономическом отношении, чем страны Европы. Конечно, патриотические и идеалистические чувства никому из нас нечужды, но человек остается человеком, и его стремление к хорошей и устроенной жизни никто не отменял. Те наши соотечественники, которые, тем не менее, решили вернуться на историческую Родину, будут вместе с остальным народом строить процветающую Абхазию. Абхазы и адыги из Сирии, которых мы смогли недавно репатриировать, постепенно адаптируются в новых условиях. В западной прессе их уже окрестили «счастливчиками», так как абхазское государство окружило их беспрецедентной заботой.
- Поддерживает ли МИД Абхазии диаспоральные организации за рубежом? Если да, то как?
- Поддержка бывает разная. Мне представляется, что факт активизации нашего взаимодействия с диаспорами в Турции, Сирии и Иордании уже говорит о многом. В любых делах усилия должны быть объединены. Абхазская диаспора обладает значительным интеллектуальным, организационным и лоббистским потенциалом. Необходимо более эффективно его задействовать. Отмечу, что в последнее время усилия диаспоральных организаций, в частности в Турции, по защите наших интересов становятся все заметней.
- Играют ли члены абхазской диаспоры какую-либо роль в укреплении позиций Абхазии на международной арене? Возможно ли с помощью диаспоры вести конструктивный диалог с официальными властями зарубежных государств?
- Именно это я имею в виду. Наша диаспора в Турции взаимодействует и с МИД, и с Парламентом и с другими официальными структурами страны, что положительно сказывается на перспективах абхазо-турецких отношений. В то же время всегда есть простор для активизации усилий.
- В некоторых странах, по информации официального сайта МИД Абхазии, работает институт полномочных представителей МИД Абхазии? Чем занимаются эти люди? Имеют ли они официальный статус в странах пребывания?
- Действительно, учитывая отсутствие официальных дипломатических отношений с большинством стран мира, мы прибегли к односторонней, не требующей авторизации принимающей стороны, форме представительства наших интересов. Наши представители работают в Германии, Франции, Италии, Сан-Марино, Великобритании, Болгарии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане, Китае, странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Круг их обязанностей достаточно широк. Он включает в себя работу по налаживанию разноуровневых контактов в странах пребывания, расширение информационного присутствия Абхазии, решение вопросов, связанных с пребыванием наших соотечественников в этих странах, выполнение отдельных поручений руководства МИД и Республики Абхазия.
- Мы, представляя Абхазо-адыгский союз молодежи, большое внимание уделяем попыткам ряда провокаторов за рубежом вбить клин в отношения братских абхазского и адыгского народов. Кому, на ваш взгляд, могут быть выгодны подобные провокации?
- Могу точно сказать, кому эти провокации невыгодны - Республике Абхазия, нашему братству с народами Северного Кавказа и нашему стратегическому союзу с Российской Федерацией. При этом рассорить абхазов и адыгов никому не удастся, и разного рода провокаторы должны это хорошо понимать. Наше братство выдержало испытание историей, а текущие вопросы всегда могут быть решены в деловом режиме. Отмечу, что недавно Президентом нашей страны было поддержано предложение МИД об открытии Генерального Консульства Республики Абхазия в Нальчике.
- Одним из способов дезинформирования членов диаспоры за рубежом является использование электронных СМИ. Анализируя высказывания критиков абхазо-адыгского братства, создается впечатление, что они не имеют ни малейшего представления о реальном положении дел в Абхазии. Как, по-вашему, в европейской диаспоре знают правду об исторической родине? Способны ли спекуляции в интернете оказать реальное негативное влияние на членов диаспоры?
- К сожалению, иногда по ряду высказываний создается впечатление, что о реальном положении дел в Абхазии недостаточно знают не только те, кто живет от нее за тысячи километров, но и некоторые комментаторы внутри страны. Информационный фон искажается передергиванием фактов, ангажированными интерпретациями. Роль СМИ и социальных сетей, конечно, значительна, люди зачастую поддаются влиянию неверных, но активно тиражируемых оценок. Как известно, ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой. Этой «правде» необходимо противопоставить грамотную информационную политику, а также активное общение с диаспорой, в том числе европейской. В этом смысле у Вашей организации большой фронт работы.
- Сподвижник А. Шмулевича, координатор «Черкесского союза» Руслан Кеш в одной из статей предложил версию, что абхазская диаспора сформировалась не за счет выселенных горцев в результате Кавказской войны (подобно черкесам), а под влиянием других факторов, включая отсутствие родства и дружбы между абхазами и адыгами. Выдерживает ли критику эта версия? Не из-за родства и дружбы ли между народами черкесы уступили право провести конференцию в Европарламенте абхазам?
- Не считаю нужным комментировать идеологизированные и ангажированные оценки, направленные на расшатывание абхазо-адыгских отношений. Все хорошо понимают цену подобных высказываний.
- Какими методами недоброжелатели стараются помешать развитию абхазо-адыгским отношениям? В свете их критики вопросы национальной идеи, черкесских притеснений и особенно тема Олимпиады в Сочи кажутся обыкновенной ширмой, поводом для столкновения и противопоставления народов друг другу? Или же все действия критиков - это попытка отработать спонсорские гонорары?
- Кавказ всегда был местом геополитических столкновений крупных игроков мировой политики. Сегодня определенные силы пытаются инструментализировать чувствительные исторические сюжеты, лежащие в основе идентичности кавказских народов, для достижения неблаговидных целей.
Историю надо знать и уважать, однако конкурирующие исторические нарративы не должны трансформироваться в политические установки и действия. Нужно думать о будущем. Это вопрос ответственности обществ и элит. Радикализм, экзальтация и ангажированность - плохие советчики в деле налаживания стабильных и гармоничных отношений на Кавказе, в которых заинтересован каждый житель этого региона. Мирный и благополучный Кавказ - цель всех кавказских народов.
Источник: Ираклий Хинтба: суверенитет и
Просмотров: 1243
Дата публикации: 17.10.2013 г.
Вернуться к списку новостей