В энергетике случайных людей не бывает
В энергетике случайных людей не бываетВладимир Апухтин – о настоящем и будущем Сухумской ГЭС, об инвестиционном климате Абхазии и о необычном увлечении энергетикой
Председатель Совета директоров крупного российского холдинга «Самсон», в прошлом депутат городской Думы, председатель комитета по вопросам экономики, торговли, сельского хозяйства и предпринимательства Владимир Апухтин более 20 лет занимается бизнесом в самых разных областях. Два года назад этот перечень пополнился энергетической отраслью. Владимир Апухтин – один из инвесторов, восстанавливающих СухумГЭС.
- Сегодня много говорят о проблемах энергетики Абхазии. При обсуждении состояния этой отрасли, конечно же, речь заходит об энергообъектах, в частности, Сухумской ГЭС. Насколько соответствует действительности информация о том, что Вы один из инвесторов, восстанавливающих станцию?
- Прежде чем ответить на Ваш вопрос, хочу поприветствовать всех читателей и пожелать доброго здравия и мира. Готов ответить на все вопросы, какими каверзными или сложными они бы ни оказались. Это правда, я являюсь одним из инвесторов, восстанавливающих СухумГЭС.
- Кроме небольшой информации из всемирной паутины о Вас мало что известно жителям Абхазии. Расскажите, пожалуйста, о себе подробнее…
- Гражданин России Владмир Апухтин. В частности, живу в Краснодаре. Являюсь соучредителем компании «Самсон». Это крупный холдинг, обладающий разветвленной интегрированной структурой, включающей в себя более десяти подразделений. Назову лишь некоторые сферы деятельности – строительство объектов производственного и непроизводственного назначения, оптовая и розничная торговля, гостиничный бизнес, банковские услуги. Компания достаточно крупная и имеет возможность вкладывать инвестиции.
- Как Вы попали в Абхазию и почему Сухум ГЭС?
- Я буду не первым человеком, который скажет, что Абхазия – очень красивый уголок. Это страна, о которой хочется знать все – и ее историю, и легенды. Я здесь часто бывал в детстве. Ведь, правда, такой красоты как в Абхазии, нигде не увидишь. Изумительная, богатая разнообразием ещё не тронутая человеком природа на каждом шагу. И главное, здесь добрейшей души народ, перенесший много испытаний за свою многовековую историю. И эта страна наш доброжелательный сосед. У меня в Абхазии много друзей, с которыми меня связывает крепкая многолетняя дружба.
- И все же, почему СухумГЭС?
- Эта отрасль для нашего холдинга новая и очень хотелось в ней себя попробовать. И как деловому человеку, мне интересны проекты, которые расширят бизнес. И тут, как нельзя кстати, пригодилась помощь друзей, с которыми мы несколько раз посещали станцию. Обсудив и взвесив все за и против, было принято решение инвестировать средства в Сухум ГЭС.
С тех пор прошло почти два года. Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что основная цель данного проекта не обогащение, хотя это немаловажно. Тут, скорее, совместились две вещи – желание сделать благо для страны, для моих друзей и заняться чем-то для себя новым. Сказать, что станция была в плачевном состоянии – это ничего не сказать. Помимо того, что там царила полная разруха, так еще и территория вокруг ГЭС – непроходимый лес. В таком состоянии этот объект, откровенно говоря, инвестиционной привлекательности не имел. Неоднократные переговоры, обсуждения темы и, в конце концов, я принял решение участвовать в этом проекте.
- Когда Вы приняли решение начать этот проект, Вам изначально объем инвестиций был понятен?
- С самого начала?! Да вы что! Определить объем инвестиций на том этапе, на котором мы увидели станцию, было невозможно. Сначала нужно было очистить территорию, откопать станцию, отмыть от многолетнего ила, и только затем можно было о чем-то детально говорить. И, прежде всего, нужно было восстановить дорогу, чтобы техника и люди могли добраться до ГЭС.
- И Вы вот так, на ура, не видя сам объект, согласились?
- А как иначе. Для того чтобы иметь полную картину, нужно было увидеть станцию. За прошедший год восстановлена дорога и частично коммуникации, очищена территория и сама ГЭС. Теперь специалисты-проектировщики и энергетики имеют доступ к объекту и могут начать составлять проектно-сметную документацию. На данном этапе выполнен большой объем работ, на который потрачено более 2 миллионов долларов. Все это время мы занимались приведением в порядок территории как внутри, так и вокруг ГЭС. О демонтаже или замене оборудования пока речь не идет.
- Проводились ли предварительные расчеты того, когда станция начнет приносить доход?
- Срок окупаемости по нашим самым минимальным подсчетам, это притом, что быстро ее восстановим, и она будет работать без сбоев и нас не ждут никакие проблемы – 25 лет. В энергетике, в частности, в гидроэнергетике, объемы капитальных вложений достаточно большие, из-за чего и увеличивается срок окупаемости.
- Каков объем выработки СухумГЭС и кому хватит эта электроэнергия?
- Хоть и не энергетик, но все же, как потребитель, немного разбираюсь, я являюсь крупным потребителем в Краснодарском крае. Общая выработка Сухум ГЭС от 60 до 80 миллионов киловатт часов в год. Небольшой объем. И это при наличии достаточного уровня воды, при работе всех генераторов. Для сравнения приведу пример – такой объем электроэнергии потребляют сегодня 2, максимум 3 санатория в Абхазии. Выработка станции не велика, так как есть множество факторов, которые будут влиять на ее работу. И главный – вода. И никто не отменял мелководье, половодье и многое другое. Так что в полную мощность на протяжении всего года станция работать не сможет. Верно, различные факторы помешают.
- Наверняка Вы слышите волну критики в адрес людей, взявшихся восстановить Сухум ГЭС. Ищут инвесторов, пытаются выяснить историю происхождения инвестиций. Критике подвергается и государство, которое отдало в аренду данный объект вместо того, чтобы самостоятельно заняться его восстановлением. Итак, кто инвесторы Сухум ГЭС кроме Вас?
- Я изначально не хотел быть единственным инвестором данного проекта, так как речь шла о больших деньгах. Риски были большие, и я должен был иметь, скажем так, некую страховку. И когда появился со-инвестор Важа Чачба в лице «Универсал-банка» это уже не риск одного человека, и я дал свое согласие на осуществление проекта. Мы очень хотели видеть соучредителем компании и государство, так как для нас это, прежде всего, защита инвестиций. Первое, с чего мы начали обсуждение будущего проекта - предложили государству принять участие на любых условиях, были согласны на минимальное финансовое вложение государства и максимальную долю. Однако в ответ мы услышали отказ, аргументированный наличием более важных стратегических задач.
Пользуясь таким замечательным случаем, хочу пригласить инвесторов к нашей работе. Энергетическая отрасль Абхазии ой как нуждается в серьезной помощи. Если есть желающие вложить деньги в энергетику, принять участие в нашем проекте восстановления Сухум ГЭС - мы открыты для сотрудничества. Эти проекты крайне важны и мы готовы к совместной работе с теми, кому интересен этот бизнес и кто готов вложить свои средства.
- На сколько лет вам отдана в аренду гидростанция?
- Пока на 15 лет.
- Какой объем работ выполнен на сегодняшний день?
- Не более 30%. Под словами «восстановить станцию» необходимо понимать восстановление всей инфраструктуры, ведь станция сама по себе в отрыве существовать не может. На станции должны работать люди, они должны где-то жить, как-то туда добираться и, в конце концов, работать в человеческих условиях. А эти понятия вбирают в себя очень многое. Дорога, электрификация той части района, возможность красивого отдыха на берегу речки, да много других полезных дел. Это хорошее, благое дело и, честно говоря, мы от населения, общества ждем положительных отзывов.
- Что будет с оборудованием, которое находится на станции?
- Оборудованием 1938 года? Помилуйте, оно ведь давно исчерпало свой ресурс, устарело. И даже если бы станция работала без простоя в 20 лет, и за ней был надлежащий уход, все оборудование устарело. Ему ведь как ни как более 70 лет. Мы планируем установить оборудование новейшего образца, соответствующее нынешним стандартам.
- Отчистили от грязи, мусора, как Вы заметили, откопали станцию. Вследствие этих работ было ли вами обнаружено что-нибудь, скажем так, непредвиденное, что-то, требующее дополнительных затрат?
- У меня возникает ощущение, что Вы изучили состояние станции почти наравне со мной. Дефекты действительно были обнаружены. Деривационный канал оказался практически забит. Из-за долгого простоя обрушился бетон. Это серьезная проблема. Повреждения обнаружены и на плотине. Станцию остановили в рабочем режиме, а не в режиме консервации, как того требовали правила техники безопасности. Это привело к повреждению и смещению бетонных плит в основании фундамента плотины. Сейчас мы выясняем способы устранения этих повреждений.
- Можно ли увеличить мощность станции? Технически это возможно?
- Объем выработки электроэнергии изменить нельзя, так как она напрямую зависит от воды. Ее количество в реке невозможно увеличить, а значит – не увеличишь и объемы электроэнергии, вырабатываемые этой водой.
- Владимир Павлович, реформа энергетики Абхазии – это, на Ваш взгляд, необходимость или необоснованная прихоть отдельных людей?
- 20 лет в энергетике страны ничего не делалось, а значит, выросли риски всевозможных аварий. Поэтому необходимо заниматься своевременной профилактикой и ремонтом действующих мощностей, строить эффективные и надежные энергообъекты. Новых реформ не надо. Вспомните пословицу о том, что лучшее – враг хорошего. Когда на Востоке принимают решение разрушить колодец, то, прежде чем это сделать, выкопают два новых. К сожалению, у нас могут старый закопать, притом, что нового еще нет и в помине или он ненадлежащего качества.
На мой взгляд, перспективы у жизнеобеспечивающих отраслей страны, в том числе и энергетики, есть, но они жестко связаны с перспективами развития самой страны. Нужно научиться разговаривать с гражданами не языком «раздачи слонов», а в режиме честной и зачастую нелицеприятной дискуссии о насущных проблемах. Разъяснять им, что кризисные явления в энергетике – это плата за многолетнюю практику расточительного отношения к энергоресурсам, за ужасающую «энергонеэффективность» экономики, за неготовность брать на себя необходимую ответственность за свою собственность и принимать сложные решения. Если говорить конкретно, то нужно все-таки понять, что не может работать рынок в электроэнергетике, если нет рынка в смежном теплоснабжении, нет рынка в ЖКХ, если цены на ресурсы для нужд населения жестко регулируются, а нормативы их потребления назначаются из популистских соображений. Можно долго рассуждать, что с этим делать, с какой стороны «заходить», но решение, по большому счету, может быть одно. Если хотим иметь нормальный рынок в электроэнергетике со всеми его атрибутами – конкуренцией и инвестициями, клиентоориентированностью и саморегулированием, в том числе ценовым, то нужно строить такие же рынки и в смежных отраслях жизнеобеспечения: в теплоснабжении, в водоснабжении, в ЖКХ. А самое главное, слова не должны расходиться с делом.
Беседовала начальник пресс-службы ГК «Черноморэнерго» Низфа Аршба
Добавил: Admin
Источник: В энергетике случайных людей н
Просмотров: 3230
Дата публикации: 26.09.2013 г.
Вернуться к списку новостей
Источник: В энергетике случайных людей н
Просмотров: 3230
Дата публикации: 26.09.2013 г.
Вернуться к списку новостей