Интервью вице-премьера Беслана Эшба Государственному информационному агентству Апсныпресс
Интервью вице-премьера Беслана Эшба Государственному информационному агентству Апсныпресс
Апсныпресс: Беслан Федорович, как Вы оцениваете нынешнее состояние экономики республики?
Беслан Эшба: Сегодня в обществе существуют разные мнения на этот счет. Это кризис – говорят некоторые политики, другие характеризуют нынешнее состояние экономики как «стагнация», третьи, и таких я думаю больше, признают устойчивый рост.
Если говорить о кризисе, основываясь на мировом опыте, то он обычно связан с такими процессами как, обвал цен на энергоносители на мировом рынке, резкое падение курса национальной валюты, всякого рода форс-мажорные ситуации в виде природных катаклизмов, политическая и военная угроза и т.д., которые ведут к резкому изменению бюджетных показателей страны в сторону понижения доходов и возрастания расходов. В кризисной ситуации наблюдается падение уровня жизни населения, что выражается в виде массовых долгов по заработной плате; резко сокращается занятость; появляется дефицит продуктов питания, медикаментов т.д. У нас, на мой взгляд, дела таким образом не обстоят.
Стагнация имеет место в том случае, когда в течение нескольких лет не происходит роста экономических показателей. В это время абсолютно не развивается народно-хозяйственный комплекс, полностью отсутствуют инвестиционные процессы, не увеличивается занятость населения, инфляционные и другие показатели существенно влияющие на уровень заработной платы и пр.. Я считаю, что и это определение не подходит для оценки ситуации сегодня у нас в экономике.
И третье – это рост. Рост бывает как интенсивным, так и умеренным, но его присутствие должно быть очевидным. В случае с экономикой Абхазии можно, на мой взгляд, говорить об умеренном росте с элементами интенсивного развития в отдельных отраслях. Интенсивность, в первую очередь, наблюдается в таких отраслях, как туризм, торговля, связь, строительство.
Умеренный или слабый рост - в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, транспорте, сфере бытовых услуг.
Те, кто характеризуют экономическую ситуацию в республике как кризисную, часто ссылаются на количество работающего населения - это более 40 тысяч человек. Но это цифра из года в год не падает, а растет, естественно, не так, как хотелось бы. Кроме того, надо иметь ввиду, что у нас учтено не все занятое население.
О росте экономики республики свидетельствуют также показатели увеличения поступлений в бюджет страны, разумеется, без учета прямой российской помощи. В разрезе пяти лет эти цифры составляют:
- 2009г. – 1 млрд 553 млн руб.
- 2010г. – 1 млрд 935 млн руб.
- 2011г. – 2 млрд 563 млн руб.
- 2012г. – 2 млрд 984 млн руб.
- 2013г. – 3 млрд 90 млн руб.
Апсныпресс: И о чем свидетельствуют эти цифры?
Б. Эшба: Нам могут сказать, на показатели бюджета существенно влияет российская помощь. Согласен, но разве это не результат рациональной и продуманной политики хозяйственной деятельности государственных органов. Увеличивая собственный бюджет, мы увеличиваем свои собственные возможности, которые в перспективе должны заменить дотационные процессы со стороны РФ.
АП: Каковы перспективы дальнейшего экономического развития Абхазии? Есть ли в Абхазии достаточные ресурсы для эффективного экономического развития?
Б. Эшба: Наша страна добилась независимости. Идет процесс ее международного признания и интеграции в мировую экономическую систему в качестве суверенного государства. К настоящему времени, Абхазия действительно отстает по уровню экономического развития от большинства стран Средиземноморско-Черноморского региона. Но при этом, нельзя не сказать и о том, что у нас есть вполне реальные возможности для дальнейшего развития. При этом нам следует учитывать положительный опыт экономического развития других государств и не допускать самим серьезных ошибок.
Для определения основных направлений экономического развития необходимо обозначить наш ресурсный потенциал, определить приоритеты, которые могут стать локомотивом и мощным толчком нашего развития. Также необходимо установить страновой лимит. Это понятие, которое позволит нам произвести подсчеты необходимых финансовых ресурсов для инвестирования в реальный сектор экономики.
Что касается ресурсного потенциала нашей республики, то сюда, но мой взгляд, следует включить: природно-климатические условия; интересное географическое месторасположение; рекреационные ресурсы; минеральные ресурсы и другие полезные ископаемые; гидроресурсы (по обеспечению пресной водой Абхазия занимает одно из первых мест в мире – это почти 1,6 млн. куб. м. на один квадратный километр); земельные ресурсы (порядка 900 тысяч га.); лесные ресурсы (лесами покрыто до 55% территории страны); трудовые ресурсы.
АП: Что, на Ваш взгляд, можно отнести к приоритетным направлениям развития экономики страны?
Б. Эшба: Если говорить о приоритетных направлениях развития экономики нашей страны, то они, конечно же, зависят от имеющегося у нас ресурсного потенциала.
Используя рекреационные ресурсы и природно-климатические условия крайне необходимо, в первую очередь, развивать курортно-туристическую сферу, так как она является одной из самых динамично развивающихся во всем мире. Темпы роста этой отрасли, опережают во всем мире все остальные. По мнению экспертов, это будет продолжаться ближайшие десятилетия. Таким образом, перед нами дополнительно открываются большие перспективы развития этого сектора экономики.
У нас есть возможности для развития таких видов туризма, как морской, горный, горнолыжный, паломнический, санаторно-курортный и спортивно-оздоровительный, охотничий и др.
Также необходимо увеличивать число туристических маршрутов, в том числе и конных. Надо активнее привлекать профильных инвесторов, готовить персонал для работы в курортной сфере. Мы должны бороться за лучшие отели и лучшее обслуживание, и только тогда к нам приедут богатые туристы.
Следует отметить, что развитие туризма может иметь значительный мультипликативный эффект, который проявляется в взаимосвязанных отраслях экономики, таких как строительство, торговля, транспорт, связь, общественное питание и др.. Для усиления этого эффекта государству необходимо воздействовать на субъекты туристической деятельности с тем, чтобы они приобретали для своего функционирования товары и услуги местного производства и лишь в редких случаях пользовались импортными продуктами в ввиду отсутствия или некачественного местного производства.
Руководством республики приветствуются инициативы по развитию курортной сферы. Но предложения должны быть четко сформулированы и сопровождались соответствующими расчетами.
Наши минеральные ресурсы (уголь, доломит, мрамор, гранит, известняк, мел, барит, свинец, нефть, цементное сырье и т.д.), могут быть использованы, в первую очередь, как экспортное сырье. Такую стратегию применяли многие страны, а на основе полученных доходов организовывали промышленный сектор экономики, в том числе и экспортно-ориентированный. Мы могли бы производить строительные материалы как для внутреннего рынка, так и на экспорт. Очевидно, что в этих условиях необходим жесткий экологический контроль и экономически обоснованные тарифы за пользование недрами.
Абхазия также может стать серьезным экспортером экологически чистой питьевой и минеральной воды, стоимость которой в мире ежегодно растет. Необходимо стимулировать со стороны государства организации по розливу воды, оказывая им на первом этапе помощь в сбыте готовой продукции, используя межгосударственные и межрегиональные связи.
Что касается земельных ресурсов, здесь, в первую очередь, надо навести порядок в их подсчетах и определении рационального использования. Государство уже проводит масштабную работу по земельному кадастру и схеме территориального планирования. Надо четко определить, сколько нужно земель под развитие жилого фонда, под развитие промышленности, туризма, сельского хозяйства и т.д.
Апсныпресс: Абхазия богата лесами. Как Вам видится использование этого ресурса?
Б.Эшба: По поводу лесных ресурсов, могу сказать, что нам надо переходить на глубокую переработку леса на месте. Необходимо создавать производства мебели, паркета, бумаги и т.д. Так, в Сухуме частной компанией построена фабрика по переработке лесоматериала и производству готовой продукции. Установлено новейшее европейское оборудование. В ближайшее время компания уже будет давать готовую продукцию.
Государство и впредь будет всячески содействовать организации такого рода производств.
Для реализации этих планов, государством предпринимаются шаги по обновлению материально-технической базы государственных предприятий, задействованных в вырубке леса и заготовке древесины.
Лес - это не только сырье для производства, но и важнейший рекреационный ресурс страны, который стимулирует развитие курортов и туризма в целом. Отсутствие должного контроля может нанести существенный урон экологии и качеству жизни наших граждан. Государство строго регулирует эти процессы, но и со стороны населения должно быть бережное отношения к этим ресурсам.
Апсныпресс: Как можно использовать географическое расположение Абхазии? Каковы перспективы развития транспортной инфраструктуры?
Б.Эшба: Наше географическое положение позволяет нам развивать транспортно-логистические услуги. В первую очередь, это, конечно же, открытие Сухумского аэропорта. Это очень важный инфраструктурный проект, просто жизненно необходимый. Наше население испытывает крайние неудобства в виду его незадействованности. Люди несут дополнительные затраты, добираясь до аэропорта в Адлере. А что касается посещения Абхазии туристами, то здесь также очевидна крайняя необходимость аэропорта. Мы все понимаем, какие неудобства доставляет туристам и местным жителям переход границы по реке Псоу в летний курортный сезон. Учитывая расположение нашего аэропорта, также необходимо рассмотреть возможность подвода к нему железной дороги, а учитывая близость моря, рассмотреть вариант строительства небольшого порта для обслуживания пассажиров.
Как известно, руководство нашей страны вело переговоры с руководством России по поводу оказания помощи в открытии аэропорта. Понимание есть, вопрос будет решаться в ближайшей перспективе. Также обстоят дела и со строительством полноценного морского порта. У нас, как и у любого другого черноморского государства, есть возможность пропускать через себя приличные объемы товаропотоков как для собственного потребления, так и рассматривая транзитные возможности. Другими словами, есть потенциальная возможность стать существенным игроком в этом бизнесе Черноморского бассейна, выдерживая конкурентную борьбу за товарные потоки. А ближайшее соседство и стратегический союз с Россией дает нам уникальную возможность для организации транспортно-логистического центра в Абхазии.
Грузино-абхазская война серьезным образом изменила демографическую ситуацию у нас. Уменьшение рождаемости, высокая смертность, сокращение продолжительности жизни привели к снижению трудового потенциала в послевоенное время. Одним из возможных направлений решения демографической проблемы является репатриация представителей нашей диаспоры из за рубежа. Как известно, этому вопросу правительством сегодня уделяет большое внимание. Однако нам необходимо создать дополнительные экономические и правовые механизмы, обеспечивающие возвращение репатриантов на историческую родину и их интеграцию в абхазское общество.
Нельзя не отметить и то, что в Абхазии уже подросло целое поколение талантливой и амбициозной молодежи, которая готова брать на себя ответственность за многие процессы у нас в стране.
К сожалению, уровень безработицы все еще высокий. Часть населения занята только в курортный сезон. Создание в перспективе кадрового и трудового резерва даст возможность задействовать наших талантливых граждан в решении тех или иных задач по мере необходимости. Считаю также возможным появление в ближайшее время рекрутинговых агентств, которые взяли бы на себя часть функции по регулированию процесса привлечения трудовых мигрантов к работе у нас в стране. Это даст возможность наведения порядка в привлечении рабочей силы извне, контроля за их пребыванием и своевременным отъездом, систематизации и контроля уплаты ими местных налогов.
АП: Традиционно в Абхазии было развито сельское хозяйство. Война и сложности послевоенной жизни, безусловно, сказались на селе…
Б. Эшба: Если говорить о сельском хозяйстве, то агропромышленный комплекс Абхазии должен играть стратегическую роль в социально-экономическом развитии. Необходимо отметить, что, несмотря на отток населения из села в город, все ровно у нас в деревнях проживает чуть меньше половины населения, и оно выполняет важную функцию сохранения традиций, обычаев и культуры нашего народа. Для обеспечения жизнедеятельности наших сельских жителей, нам необходимо создать соответствующие условия.
Уникальный климат и плодородность почв создают благоприятные условия для производства разнообразной сельхозпродукции. Очевидна необходимость государственной поддержки отдельных крестьян и крестьянских объединений, фермерских хозяйств, а именно, обеспечение их семенами, саженцами, удобрениями, техникой и прочее. А самое главное, помочь со сбытом выращенной продукции. Тут потребуются заготовительные пункты и промежуточные хранилища с условием моментальной оплаты, и это ближайшая перспектива к которой мы должны прийти. Это позволит государству взять под контроль качество сельхозпродукции, денежные потоки в этой отрасли, которые далее полностью попадут под налогооблагаемую базу. К сожалению, с этим у нас пока проблемы.
В целом, я считаю, нужен комплексный подход к решению проблемы села.
Первостепенное значение имеет и повышение уровня и качества жизни сельских жителей. Речь идет о состоянии дорог, школ, транспортном сообщении, доступе к системе здравоохранения, и новым технологиям, Интернету.
Конечной целью развития сельского хозяйства должно стать создание высокоэффективной отрасли экономики с достаточным числом предприятий по глубокой переработке сельхозпродукции. Необходимо создать экспортно-ориентированный агропромышленный комплекс, который займет ключевое место в экономике страны.
В настоящее время государством предпринимаются шаги в этом направлении. Закладываются фруктовые плантации, строятся тепличные комплексы, овощехранилище в Гульрипшском районе и многое другое. И это только начало крупномасштабных государственных инвестиций в эту отрасль.
АП: Вы обрисовали картину экономического положения в республике, обозначили многие задачи, требующие решения. И все же, как их решать?
Б. Эшба.Я бы выделил некоторые «инструменты», если можно так сказать, которые, на мой взгляд, могли бы помочь в решении многих задач.
1. Максимальное использование стратегического партнерства с РФ. Немедленная ратификация Парламентом РА, соглашения о режиме торговли между РА и РФ. Понятно, что документ не совершенен, но он предполагает работу межправительственной комиссии, которая в процессе работы внесет необходимые изменения в документ.
Следует тщательно подготовится к проведению Пятого российско-абхазского делового форума, где должны быть обозначены главные приоритеты развития экономики и конкретные предложения по сотрудничеству России и Абхазии.
2. Провести до конца 2013 года несколько «круглых столов» как в России, так и в Абхазии с привлечением крупных банков, инвестиционных и лизинговых компаний для реализации проектов на территории республики.
3. Выделить бюджет для формирования инвестиционных предложений. Подготовить эскизные проекты с технико-экономическим обоснованием. Большей частью это касается туристических проектов, проектов по выращиванию и переработке сельхозпродукции, организации крестьянско-фермерских хозяйств, а также производства строительных материалов.
4. Поручить министерствам экономики и сельского хозяйства разработку отраслевых программ (в вариантах - с учетом государственного финансирования и привлечения частных инвестиций).
5. Для привлечения финансовых возможностей приступить к работе с механизмом привлечения денег под государственные гарантии.
Поручить Национальному банку РА, предпринять меры по привлечению крупных зарубежных кредитов на длительный срок для организации кредитования малого и среднего бизнеса.
6. Пересмотреть закон об иностранных инвестициях, назвав его законом об инвестициях, где определить необходимость установления льгот для стимулирования внутренних инвестиционных возможностей. Как мне известно, такая работа велась, необходимо ускорить принятие решения. Также, необходимо принять законодательные акты, которые давали бы возможность использовать банкам и другим организациям проектное финансирование.
7. Пересмотреть закон о налоге на прибыль. В частности, это касается налога на дивиденды и налогообложения иностранных юридических и физических лиц в сторону уменьшения. В настоящее время по данному проекту поправок в закон работа завершается, необходимо приступить к его принятию.
8. В виду того, что значительные финансовые обороты в нашей экономике в сфере торговли находится в тени, следует в ближайшей перспективе ввести контрольно-кассовые машины. Эта мера не нова, но сегодня необходим качественно новый подход к этому вопросу, особенно на фоне принятия налоговых преференций.
9. Целесообразно провести некоторые структурные изменения в министерстве экономики, назвав его министерством экономического развития и торговли, поручив, в свою очередь, одному из заместителей министра прямое курирование торговли, для наведение порядка в этой сфере.
Переименовав министерство сельского хозяйства в министерство сельского хозяйства и продовольствия, одному из заместителей министра необходимо поручить прямое курирование вопросов продовольственной безопасности.
10. Создать Единый Государственный регистр прав собственности имущества и земли, а также создать Управление Госпотребнадзора.
Это небольшой список того что можно сделать сегодня. А в остальном, у Правительства Абхазии есть полное представление, какие необходимые меры и реформы надо предпринять для существенного повышения уровня жизни и социально-экономического развития нашей любимой Родины.
АП: Оппозиционные политические силы очень жестко критикуют практически все действия властей. Насколько справедлива эта критика?
Б. Эшба: К сожалению, некоторые политические лидеры в своей полемике используют непроверенную информацию, происходит подмена понятий.
Обвиняя власти в том, что они довели страну до «глубокого кризиса»» наверно надо конкретно пояснить, что именно имеется ввиду и в чем это кризис выражается.
Организация пунктов пропуска на границе с Грузией не является «угрозой безопасности», как это хотят представить некоторые. Напротив, это позволяет навести порядок и контроль на границе. И это ни как ни стимулирует количество лиц грузинской национальности перемещающихся через грузино-абхазскую границу. Что касается выдачи паспортов, давайте дождемся результатов парламентской комиссии. Если она выявит нарушения, виновные должны быть наказаны.
Оппозиция обвиняет руководство страны в использовании своих полномочий в личных целях и расходовании средств, выделяемых Россией в качестве финансовой помощи, по коррупционной схеме. О какой конкретной схеме идет речь? Я знаком с материалами Счетной палаты, на которые ссылаются критики властей. Там ни о какой коррупции не идет речь. Там говорится о недоработках в контроле отдельных ведомств, указаны выявленные ошибки и нарушения строителей, даны рекомендации. А что касается «неэффективности использования средств», то я не советовал бы спекулировать этим понятием. Речь идет о затягивании сроков исполнения подрядных работ и нашей несовершенной нормативной базой. Насколько я информирован, эти замечания в настоящее время устранены.
Активно обсуждается вопрос о государственном долге в 3млрд рублей. Да, действительно внешний долг Абхазии составляет 2,7 млрд рублей, но в чем тут проблема?
Привлечение кредитных ресурсов – это положительный показатель конкурентных преимуществ любого государства. Это означает, что нашей стране доверяют и готовы кредитовать. Что касается их расходования, то, как известно, порядка 2 млрд рублей было направлено на восстановление железной дороги. В Абхазию эти деньги не поступали, они были напрямую направлены подрядчику российской стороной. Может быть, не надо было восстанавливать железную дорогу? Тогда о каком развитии транспортной инфраструктуры можно вести речь? Или функционирование железной дороги перестало быть стратегическим вопросом? И где здесь корыстные цели? Я не согласен с теми, кто говорит, что все было сделано тайно. Всем было известно, что дорога восстанавливается за счет кредитных средств. Что касается нарушения процедуры оформления международного кредитного договора, то депутаты парламента направили запрос в Генпрокуратуру. Надеюсь, там разберутся.
Как известно, руководством нашей страны был поставлен вопрос перед руководством России о списании задолженности по железнодорожному кредиту. Надо дождаться решения. Надеюсь, все вопросы снимутся сами по себе.
Что касается 700 млн рублей, предоставленных РФ Нацбанку РА на развитие банковской системы, часть этих средств пошла на оплату созданной платежной системы, а остальное деньги, как мне известно, находится в распоряжении Национального банка РА для кредитования коммерческих банков. Данная информация в полном объеме содержится в отчетах о деятельности Банка Абхазии, которые предоставляются на утверждение Парламенту РА ежегодно. Другое дело, что с условиями кредитования я тоже не согласен. Необходимо упростить условия получения коммерческими банками кредитов и оказывать большее содействие развитию банковской системы для полноценного обеспечения финансовыми ресурсами наших потребителей.
Что касается «приватизации в интересах правящей верхушки», по этому поводу президент, на мой взгляд, дал предельно ясное разъяснение. Я, как курирующий вице-премьер, могу также сказать, что вся информация находится в открытом доступе и никакой приватизации в интересах правящей верхушки не происходит. По имеющимся данным, за последние два года приватизация объектов значительно сократилась. По поводу Приватизационного фонда и выделенных средств, Президентом также дана исчерпывающая информация.
Власти обвиняют и в том, что «под видом реализации сельскохозяйственных проектов лучшие земли Абхазии отдаются новым латифундистам из числа ближайших приближенных президента». Если критики имеют ввиду «Фруктовую компанию», то это частный инвестиционный проект, и он не новый. В рамках развития собственного производства компания производит посадку сельхозкультур. Компания вложила, замечу, собственные средства, а не кредитные и, тем более, не государственные. У нее есть собственный план развития.
Сегодня никому не запрещается заниматься сельским хозяйством, наоборот, любое начинание будет поддержано руководством в рамках возможного.
Может под «латифундистами» имеют ввиду НИИ сельского хозяйства, который производит массовую закладку плантаций различных фруктов по всей Абхазии с условием последующей передачи предприимчивым труженикам. Также в г. Пицунда реализуется проект по выращиванию овощей в теплицах.
Эти и многие другие примеры свидетельствуют о поступательном движении в сельскохозяйственном секторе экономики.
В заключение, хочу подчеркнуть. Никто не говорит, что у нас все идеально, что нет никаких проблем. Но самое главное это то, что у нас есть все возможности для поступательного движения вперед. Нашими сильными сторонами являются –богатейшая история, геополитическое положение, уникальные природные условия, стратегический союз с Россией и наш народ – талантливая и работоспособная молодежь, мудрое старшее поколение, интеллигенция и просто люди, вынесшие множество испытаний на своем веку. Имея такой потенциал, нам необходимо доказать всему миру, что мы готовы к поступательному развитию и способны жить не хуже остальных субъектов международного права.
Я также убежден в том, что для успешного развития нашей страны нам необходима консолидация общества, что вполне реально. Нам всегда удавалось сосредотачивать и объединять свои усилия перед стоящей главной целью в разные отрезки нашей истории. И сегодня это необходимо сделать.
Источник: Интервью вице-премьера Беслана
Просмотров: 3104
Дата публикации: 12.09.2013 г.
Вернуться к списку новостей