Доска объявлений

Комментарии к объявлениям

Написал(а): Аl

Написал(а): Leodan Pérez-Hernández

В объявление: ФАСОВЩИК
Написал(а): Дмитрий Сак

В объявление: Toyota Estima
Написал(а): Peacemaker

В объявление: Audi Q7
Написал(а): Дмитрий Сак

В объявление: Toyota Estima

Новости

Aрхив



Мечети Абхазии: от прошлого к будущему

Мечети Абхазии: от прошлого к будущему

Темы, связанные с Республикой Абхазия, часто появляются на страницах средств массовой информации. Небольшое кавказское государство, отстоявшее свое право на независимость в войне 1992-1993 годов, продолжает вызывать к себе интерес. Среди различных мнений и высказываний звучат и пожелания абхазских мусульман построить мечеть в столице республики. 

Новая история Абхазии


Еще в годы освободительной войны по личной инициативе первого президента Абхазии Владислава Григорьевича Ардзинба для совершающих намаз мусульман из рядов защитников страны было выделено фойе Дома культуры в городе Гудаута. Здесь же совершали джаназа (заупокойную молитву) по погибшим за свободную Абхазию воинам-мусульманам из Северного Кавказа, Турции и стран Ближнего Востока. После этой войны общине мусульман Сухума правительством было передано здание на улице Сахарова. Верующие собирались также в приспособленном помещении в Гудауте.


В 1999 году было организовано Духовное управление мусульман Республики Абхазия, его председателем был избран потомок мухаджиров, вернувшихся на родину, Адиль Габлия. С момента его основания организации верующие мусульмане обращались с просьбами к руководству республики о строительстве мечети. Владислав Ардзинба поддержал эту идею. По его личной инициативе около завода «Сухумприбор» был выделен участок под строительство мечети. Но преждевременная смерть лидера республики от тяжелой болезни не позволила осуществиться этому благому начинанию.


За почти два десятка лет мусульманская община столицы Абхазии значительно увеличилась. Если раньше на коллективный пятничный намаз в здании на улице Сахарова, приспособленном под мечеть, собиралось только несколько рядов молящихся, то сейчас мусульмане заполняют не только территорию молельного дома и его двора, но и прилегающую часть улицы. Среди совершающих намаз становится все больше коренных уроженцев Абхазии. Многие молодые абхазы начинают вспоминать религию, которую приняли их предки. Еще в 1902 году русский путешественник К.Ф. Ган писал про «абхазцев, принявших ислам и фанатически преданных этой религии». Значительную часть прихожан составляют приезжие из других регионов Кавказа, Средней Азии. Также растет количество возвращающихся из-за рубежа на историческую родину абхазов-репатриантов. Это связано с тем, что Ближний Восток и Турция, где проживает большая часть зарубежной диаспоры абхазов, последнее время переживают политическую нестабильность. Становится все более важным строительство соборной мечети, где мусульмане могли бы помолиться. 

История 

Вопреки часто встречающемуся мнению об отсутствии в прошлом Абхазии мечетей, в реальности аджьаама (от арабского джами’ – соборная мечеть) встречались повсеместно. В своем большинстве они представляли собой относительно небольшие деревянные здания, иногда – обычные дома. Это отражает мировоззрения простого абхаза, не стремившегося поразить кого-то грандиозностью постройки, но желавшего возносить хвалу Всевышнему. Первые упоминания о мечетях в Абхазии зафиксированы в описаниях турецкого путешественника XVII века Эвлия Челеби, абхаза по материнской линии. Их, по видимости, возводили абхазы, вернувшиеся на родину с военной службы в Османском империи и Египте. Каменные мечети имелись в Сухуме, но были разрушены в начале XIX века в ходе военных действий и в Очамчире. 

Нынешняя ситуация с затянувшимися попытками получения разрешения на возведения центральной мечети в Сухуме чем-то напоминает события полуторавековой давности из исторического прошлого Абхазии, входившей в состав Российской Империи. Так, в первой половине XIX века Хасанбей Чачба, сын знаменитого Келешбея и дядя действующего на тот момент владетеля Михаила, писал письма Императору с просьбами о позволении строительства мечети. Положительный ответ так и не был получен. 

Сын известного миссионера К.Д. Мачавариани в своем путеводителе по Сухуму рассказывает, как генерал Гейман, тогда начальник Военно-Сухумского отдела - бывшего Абхазского княжества и яростный борец с «магометанством», буквально «гнал в шею» просителей постройки мечетей. В 1902 г. К.Ф. Ган описал старика-абхазца, жаловавшегося, что не позволено строить мечети. Только после Высочайшего манифеста от 17 октября 1905 года в Абхазии вновь стали появляться аджьаама. 

Так, некто Ч. Бутба, вернувшийся на родину из Турции, в 1908 году добился разрешения на открытие в селах мечетей и назначения мулл. В архивах можно найти немало прошений абхазских селян. Так православный епископ Андрей (1913) пишет о крестьянах селений Бзыбской Абхазии – селений Ачандара, Абгархук, Дурипш, просивших о разрешении постройки мечетей. Были построены мечети в Аацы, Очамчире, в селениях Абжуйской Абхазии - Отап, Джгерда. Однако при грузинских меньшевиках, а затем - Советской власти, процесс прекратился. В СССР у абхазов не было официально разрешенной организации мусульман. Не признавала ислам у этого народа и официальная советская наука - история, этнография. Исключение - Григорий Смыр, защитивший кандидатскую диссертацию на тему «преодоления пережитков Ислама в Абхазии», выпустивший об этом две книги, за что был подвергнут гонениям со стороны партийных властей [так в тексте, который приводим как есть. Странно, что компилятор материала не ознакомился с разделом, посвящённым абхазскому исламу, в монографии Ш.Д. Инал-ипа "Абхазы" 

В действительности же, во всех областях Абхазии, включая Самурзакан, долгое время жили и занимались религиозной деятельностью муллы и имамы, или по-абхазски ахуаджьа (от фарси – ходжа).

Новая мечеть на древней земле


Сменилась эпоха, наступили новые испытания. Абхазы всего мира и представители братских народов, большинство которых – мусульмане, встали на защиту республики во время тяжелых событий 1992-1993 гг. Однако вопрос о возведении мечети в Сухуме до сих пор остается открытым.


Тем не менее, мусульмане Абхазии полны надежд: с действующим президентом Александром Анквабом была достигнута определенная договоренность об этом строительстве. Мечеть могла бы стать также и защитой мусульман от экстремистских веяний, которые почти не затронули Абхазию. Духовное управление мусульман Абхазии, действующее в правовом поле, всегда было и остается вместе с верующими республики на позициях патриотизма и мирного созидания.


В ближайшем будущем Республика Абхазия будет широко отмечать 20-летие Победы в войне за независимость. К этой дате пока не построено ни одного памятника погибшим мусульманам-добровольцам из Абхазии, республик Северного Кавказа, Турции и других стран. Мечеть в Сухуме могла бы стать мемориальной, символом благодарности тем, кто ценой своей жизни приблизил победу. Такие прецеденты есть. Архитектурный ансамбль парка Победы на Поклонной горе в столице Российской Федерации Москве включает мечеть, посвященную памяти погибшим в Великой Отечественной Войне воинам-мусульманам, наряду с православной церковью и еврейской синагогой.


Первый президент Абхазии Владислав Ардзинба при жизни хотел бы построить мечеть в столице республики, и народ в силах осуществить его мечту. Камень, заложенный на месте будущей мечети в Сухуме в канун приближающегося юбилея Победы в войне за независимость, стал бы добрым начинанием и светлой памятью ушедшим! 

Хасан Хусаинов

ИСЛАМ СЕГОДНЯ, 31.07.2013
http://islam-today.ru/obshhestvo/mecheti_abxazii_ot_proshlogo_k_budushhemu/

http://www.abkhaziya.org/news_detail.html?nid=36336


Добавил: Admin
Источник: Мечети Абхазии: от прошлого к
Просмотров: 3009
Дата публикации: 19.08.2013 г.
Вернуться к списку новостей

telegram instagram

Комментарии отключены Администратором

Быстрый переход

Последние комментарии

Написал(а): ЛАММИК

Написал(а): Id Id

Написал(а): Добрые Руки

Написал(а): Id Id

Написал(а): ЛАММИК

Реклама