"Информационные танки" против Священной митрополии Абхазии
"Информационные танки" против Священной митрополии Абхазии
Виталий Шария
19.07.2013 22:12
Сегодня в городе каждый второй встреченный знакомый сразу после приветствия задавал вопрос: "Ты смотрел вчера вечером?.." "Вести" на телеканале "Россия"?" – заканчивал обычно я за собеседника. И не ошибался. Вчерашний репортаж Николая Долгачева шокировал многих телезрителей в Абхазии. "Я представляю себе, – рассуждал один мой собеседник на улице, – какая картинка могла увидеться человеку в российской глубинке. На крупнейший на Западном Кавказе христианский монастырь напали какие-то дикие горцы-абреки и захватили его..."
"Вызывает глубочайшее сожаление, что в монастыре, который был благоустроен и населен русскими иноками, а в новое время восстановлен при решающем участии и финансовой поддержке Российского государства и русских жертвователей, сегодня не могут молиться здесь верующие Русской православной церкви", – говорит в репортаже священнослужитель РПЦ отец Трифон. "Ничего себе, обнаглели эти абхазы", – подумает, наверное, не посвященный в суть дела российский телезритель. Потом, правда, выясняется что это "Кубанская митрополия выпустила официальное заявление: в Новоафонском монастыре обосновались раскольники, и молиться здесь не стоит… Возле Новоафонского монастыря, несмотря на рекомендации Кубанской митрополии, очень много людей. Практически очереди. А внутри молящиеся ставят свечи". (Цитата с сайта "Вестей"). Но осадок-то, как говорится в старом анекдоте, остался.
"Отец Дорофей, в миру Дмитрий Дбар, и его сподвижники, – вещает далее автор репортажа, – решили создать собственную православную Церковь, абхазскую. Из Русской православной – вышли со скандалом и отправились к Патриарху Константинопольскому с просьбой под его эгидой создать в Абхазии новую епархию". Что это – злонамеренная ложь или чудовищный непрофессионализм? На самом деле любой посвященный в историю вопроса прекрасно знает, как было дело. Через пару лет после того, как в 2008 году РПЦ не последовала за светскими властями Российской Федерации, признавшими независимость Абхазии, а осталась приверженной мнения, что это каноническая территория Грузинской православной церкви, Сухумо-Пицундская епархия во главе с о. Виссарионом, то есть оппоненты о. Дорофея во внутриабхазском церковном конфликте, заявили о намерении восстановить существовавшую много веков абхазскую автокефалию. Однако РПЦ, многим реально помогавшая абхазскому православию, не хотела в то же время вступать в конфликт с ГПЦ, которая нужна ей как союзница в борьбе с украинскими и другими церковными сепаратистами. И тогда новоафонские монахи во главе о. Дорофеем, конфликтующие с о. Виссарионом уже около десятка лет, решили доказать православной Абхазии, что они способны добиться гораздо большего прогресса на пути к автокефалии и решили пойти "пойти другим путем", обратиться к Вселенскому патриарху. Только и всего.
В Сухумо-Пицундской епархии полтора десятка священнослужителей, в Священной Митрополии Абхазии их вообще несколько (но зато у последней есть ощутимая поддержка в среде абхазской интеллигенции). Но хорошо известны примеры из жизни, когда всего пара непримиримых и непреклонных оппонентов может взбаламутить все вокруг. Я смотрел описываемый сюжет в "Вестях" (а это ведь, братцы мои, не какой-то малоизвестный сайт, а государственное российское телевидение!) и вспоминал один из выпусков детского киножурнала "Ералаш". Там двое задравшихся детишек во дворе начали вызывать каждый себе подмогу – и постепенно дело дошло до танков с боевыми самолетами…
Еще один священнослужитель РПЦ, о. Андрей, рассуждает в репортаже:
"Сложно сказать, кому принадлежат фрески и храм в целом. Скорее всего, принадлежат именно вот этой самообразовавшейся, отколовшейся от Православной Церкви (?) так называемой абхазской митрополии. Так как есть такие данные, что Республика Абхазия, правительство Абхазии передали все здания именно этой организации". Что это – невежество или злонамеренная ложь?
Похоже, сейчас в России разворачивается целая пропагандистская кампания в пользу одной из сторон внутриабхазского церковного конфликта. Автор публикации под хлестким заголовком "Серые волки в рясе" дописался даже до того, что за этим конфликтом стоят турецкие агенты влияния в Абхазии.
Я обратился сегодня к директору Центра стратегических исследований при президенте РА Олегу Несторовичу Дамения с просьбой поделиться своими мыслями в связи с этой кампанией. Вот что он сказал:
"Есть определенные политические силы, которые заинтересованы в насаждении антироссийского настроения в Абхазии и антиабхазского настроения в российском обществе. Они были до войны, во время и после войны. Они, я имею в виду эти силы, есть и сегодня. Как раз они получают благоприятные условия и возможности проявить себя, развить бурную деятельность вокруг церковного конфликта в Абхазии. Мы должны очень ответственно, очень сдержанно реагировать на все измышления, которые выбрасываются в информационное пространство. Я уверен, что никому не удастся дезориентировать наше общество".
Архимандрит Дорофей (Дбар):По поводу 12 дней…
Для тех, кто не догадывается о чем идет речь, поясняю, что через 12 дней священники Сухумо-Пицундской Епархии (т.е. о. Виссарион и его сторонники) в силу того, что мы (т.е. я и о. Андрей) «не раскаялись», отправят в Москву к руководству РПЦ бумагу с прошением низложить из священства о. Дорофея и о. Андрея. На основании этого документа, подписанного, в этом не должно быть никаких сомнений, подавляющим большинством представителей духовенства из Абхазии, нас, судя по всему, действительно лишат священства. Так было в 2011 г., когда нас запретили в священнослужении. Тогда это было сделано на основании документа из Абхазии, подписанного всеми известными духовными лицами. Но, мы, разумеется, если даже нас лишат священства, будем продолжать служить, как и в случае с запретом… Почему? Именно потому, что мы свой церковный статус давно определили, там, где это надо… Мы не являемся клириками ни РПЦ и ни ГПЦ… Все попытки представителей РПЦ лишить меня возможности служить здесь, на территории Греции, ни к чему не привели… Я продолжаю служить в качестве священника… Стало быть низложение из священства тоже ничего не изменит… Я еще раз напомню, что нам в 2002 г. выдали документы в Майкопской Епархии РПЦ, которые гласят, что мы выведены за штат священнослужителей этой Епархии с правом перехода в любую Епархию (этот документ есть в Интернете). Мы были направлены именно в Абхазию, а не на территорию какой-либо другой Епархии РПЦ… С этого момента мы никакого отношения к Майкопской Епархии не имеем. Я являюсь с 2008 г. клириком одной из Митрополий Элладской Православной Церкви. И только мой греческий митрополит имеет прав запрещать мне служение, либо низвергать из священного сана. Только он, и никто другой! Кроме того, в Греческой Церкви подобного рода вопросы решаются исключительно на церковном суде… О чем было лично сказано о. Виссариону, когда он приехал на «встречу» с моим митрополитом… Нас же, как известно, запретили без всякого суда и следствия… Что касается о. Андрея, его статус окончательно определится только после того, как на территории Абхазии появится свой абхазский епископ. Поскольку о. Андрей со дня своего рукоположения в священники находится и служит на территории Абхазии, еще раз подчеркиваю, с отпускным указом. Ни он, ни я и ни кто другой из абхазских священников, служащих в Абхазии с отпускными документами, не виноваты в том, что на той территории, где они реально несут свое священническое служение, нет епископа. Они не виноваты в том, что в отпускных грамотах, которые им выдали в разное время, нет имени епископа, к которому они были направлены. На нет, друзья мои, и суда нет. Вся эта, простите за ворожение, неразбериха прекратится только и только тогда, когда появится на территории Абхазии реальный церковный институт и прекратят свое существование псевдо- церкви, т.е. появится канонический рукоположенный епископ с абхазским титулом. Ибо, как известно из учения Православной Церкви, там, где нет епископа, нет Церкви! Вот в этом направлении надо всем нам работать вместе и усиленно, если мы хотим положить конец церковным нестроениям в Абхазии и помочь своему народу приобщится к реальной церковной жизни. Все остальное «лукавство» и не желание решать абхазский церковный вопрос по существу…
http://abh-ng.ru/?p=800
«Монахи Дорофей и Андрей в течение двенадцати дней должны покаяться за содеянный раскол в абхазской церкви, а иначе они будут лишены православного сана», - решило собрание священнослужителей и мирян в сухумском кафедральном соборе
«Монахи Дорофей (Дбар) и Андрей (Ампар) в течение двенадцати дней должны покаяться за содеянный раскол в абхазской церкви, а иначе они будут лишены православного сана», - такое решение принято на Собрании священнослужителей и мирян в Сухумском Кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы в субботу, 13 июля.
Собрание, в котором участвовали 15 священнослужителей и 80 прихожан - делегатов со всех действующих приходов Абхазии.
Собрание под председательством и.о. управляющего Абхазской Православной церкви Виссариона (Аплиа) было приурочено к православному празднику святых 12-ти Апостолов. В собрании участвовали игумен Игнатий (Киут), игумен Сергий (Джопуа), управделами АПЦ, протоиерей Александр (Яблоков), иеромонах Василиск (Лейба), иерей Никита (Адлейба), иерей Матфей (Тужба), иерей Далмат (Гопия), иерей Сергей (Басов), иерей Игорь (Артемьев), иерей Александр (Сергеев), иерей Андрей (Горбунков), иеромонах Давид (Гвазава) и другие.
Иерей Виссарион обратился к собравшимся с просьбой высказать свое мнение по поводу ситуации, сложившейся внутри абхазского православного мира и приведшей к расколу. Виссарион высказал негативное отношение к опросу, проводимому в Абхазии о будущем статусе абхазской православной церкви. Он заявил, что неканоническая деятельность новоафонских монахов Дорофея (Дбара) и Андрея (Ампара) «не может так долго продолжаться». По его мнению, Дорофей и Андрей, в нарушение церковного устава и попирая монашеские обязательства, будоражат людей по вопросам канонического статуса Абхазской Православной церкви, привлекая к этому процессу людей далеких от церковных правил».
Напомним, что в Абхазии организована инициативная группа по сбору подписей граждан Абхазии о правовом статусе православной церкви в республике. Уже собрано 70 тысяч подписей в поддержку воссоздания независимой православной церкви Абхазии. Сбор подписей продолжается.
Выступивший на собрании иеромонах Василиск (Лейба) заявил, что категорически не поддерживает позицию Дорофея и Андрея и считает их националистические идеи «губительными», а действия раскольническими. Он привел пример из истории раскола церкви в других страна (Болгарии, Румынии, Украине). Поддержание церкви по национальному признаку не принесло никакого положительного результата, - считает Василиск. «Самостийные церкви становятся впоследствии карикатурой церкви, Если мы такое поддержим здесь то, что будет?», - спрашивает Василиск. Иеромонах обратил внимание на ситуацию в Южной Осетии, где церковь так и не смогла «наполнить» местные храмы священнослужителями. Василиск убежден в том, что проблема кадров также актуальна и в Абхазии, и ее вряд ли смогут решить священники Дорофей и Андрей, желающие рукополагать. По мнению священника, неканоническое поведение монахов в абхазской церкви и вовлечение людей в политические баталии дискредитирует церковную жизнь. Василиск считает иллюзией надежды Дорофея и Андрея на влияние и власть Константинопольского Патриарха в Стамбуле, куда неоднократно они обращались с просьбой поддержать идею восстановления автокефалии Абхазской церкви.
«Сегодня этот вопрос не актуален. Потому что Стамбул сегодня (Константинополь в прошлом) не является мировым духовным центром. Власть константинопольских епископов была утрачена давно», - подчеркнул Василиск. После Первой и Второй мировых войн карта мира изменилась, и на этом фоне Константинопольский Патриарх пытался вернуть себе полномочия, какими обладал в VI – VIII веках.
«Нынешний Патриарх Варфоломей свою цель жизни видит в созыве Вселенского Собора, на котором хочет укрепить свою власть. Дело в том, что в диптихе церквей он не является первенствующим в полноте, он является первым среди равных, - добавил Василиск. - Я не думаю, что к нам (к Абхазской церкви) там относятся как к равным…», - выразил сомнения Василиск. По его словам, в Цхинвале тоже стоит дилемма - остаться Аланской Епархии географически далекого «Греческого синода» или войти в общепризнанную РПЦ, сохранив уже в ней самобытность и духовный авторитет.
«То, что отцы Дорофей и Андрей имеют желание сделать Абхазскую православную общину автокефальной церковью, это хорошо, но то, как они это делают, ни в какие рамки не входит», - сказал на собрании Отец Давид, помощник Варсанофия, митрополита Саранского и Мордовского, управляющего делами Московской патриархии, находящийся с частным визитом в Абхазии.
Он подчеркнул, что все сказанное им перед собравшимися - его частное мнение. Отец Давид также считает, что жизнь и деятельность новоафонских монахов далека от канонической. Представитель РПЦ назвал отца Виссариона «добрейшим пастырем, духовником». «Отец Виссарион - это свеча абхазского народа, истинный патриот, за которого надо молиться», - подчеркнул гость. Российский священник отметил, что в руководстве РПЦ к личности Виссариона относятся с большим уважением и почтением. Там, в РПЦ понимают, что на нем (Виссарионе) «держится жесткая система противостояния злу и разрозненности в Абхазии». Российский священник заявил, что с политической точки зрения, Абхазская церковь должна быть только с Русской Православной церковью.
Священнослужитель РПЦ пояснил собравшимся, что Святейший патриарх Кирилл опирается на церковные правила, и не может прямо руководить в Абхазии, потому что Абхазия в мировом православии является канонической территорией Грузинской Православной церкви.
«Отец Виссарион говорит, что он под патриархом Кириллом, а мы спрашиваем, хоть один указ есть Кирилла? Но этого нет! Ни одного указа, потому, что нет права церковного на это», - отметил священник. Россиянин подчеркнул, что «Грузинская церковь поддерживает Московского патриарха в вопросе Украинской церкви. Илья II не поддержал автокефалию украинских раскольников, за что Кирилл уважает Илию II, и это реальность, с которой придется считаться.
Представитель РПЦ отметил, что с 50–х годов ХХ века автокефалию не получила ни одна церковь. «Хоть вы разбейтесь! В принципе, она никому не дается, это серьезнейшие вопросы мирового православия. Кто имеет права давать автокефалию, когда собираются патриархи, но этого не происходит и по поводу Абхазии точно не произойдет. Это все одни разговоры. В мировом масштабе Абхазская община - микроскопическая церковь, где всего 20 действующих приходов», - сказал он, выразив сомнения по поводу возможности признания автокефалии Абхазской церкви Вселенским Патриархом. При этом он не исключает возможности дать Абхазии епископа, если католикос Грузии Илия даст в управление Абхазскую паству патриарху Кириллу. ГПЦ может дать право и Вселенской патриархии.
Российский священник подчеркнул, что в истории церкви всегда были расколы, но многое зависело от поддержки раскольников со стороны власть имущих.
«Если президент помогает, регистрирует и продвигает, то вы ничего с ними не сделаете. Но вы можете сделать с собой. Это же хорошо, если вас объединяет один вопрос, да укрепляйте вашу церковь! Трудитесь как отец Дорофей и Андрей! Много хорошего я прочитал в книгах об истории Абхазской церкви. У него (Дорофея - АП) много хорошего написано, очень много он знает об Абхазской церкви. Почему у вас нет книг, телепередач, почему? Надо быть самим «светильниками», чтобы люди тянулись в вашу церковь», - подчеркнул российский священник.
Отец Давид высоко оценил уровень интернет-сайта Новоафонской братии, который регулярно обновляется. Священник подверг критике сайт Абхазской церкви, призвал абхазских священников помочь Виссариону изменить ситуацию, создать воскресные школы, активизировать информационную деятельность Абхазской Православной церкви, издавать больше религиозной литературы, использовать СМИ для освещения церковных мероприятий.
Иерей Виссарион (Аплиа) попросил не отходить от темы, и не вдаваться в политические вопросы, а определить, насколько действия новоафонских монахов, запрещенных в служении, губительны или спасительны для абхазского общества и церкви в целом.
Свое мнение по этому поводу высказали и представители действующих православных приходов. Собравшиеся выражали искреннюю признательность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и всей Русской Православной церкви за поддержку, оказываемую на протяжении многих лет в деле укрепления православия в Абхазии и урегулирования канонического статуса Абхазской Церкви. Многие говорили о том, что РПЦ ближе к Абхазии, и вопрос автокефалии Абхазской церкви преждевременный. Священники и прихожане считают, что жителям Абхазии необходимо воздержаться от шагов (собраний, митингов, акций - АП), которые могут помешать дальнейшему становлению Абхазской Церкви в качестве самостоятельной. Собравшиеся священники и прихожане возмущались тем, как в Новоафонском монастыре продолжают службу состоящие под запретом клирики, не имеющие прав совершать все церковные таинства, в которых нуждаются православные верующие.
От Гудаутского прихода выступил прихожанин Владимир Поросянников. По его мнению, задача абхазских церковников - не делиться, а примкнуть к РПЦ и развиваться в ее лоне. Автокефалия АПЦ, по его мнению, всего лишь мираж. Он считает, что двоевластие опасно как для церкви, так и для государства.
Дьякон Дионисий (Быстров) из Гудаутского прихода заявил, что Дорофей и Андрей «немного плохо учились», получив образование благодаря Виссариону в Троицко-Сергиевой Лавре. Дионисий считает, что став монахами, они «несколько отклонились от истинного предназначения монашества».
«Если вы достойные мужи, то не идите в монастырь (Новоафонский), который не вы строили, и не ваши отцы. Для нас это святыня, не просто святыня… Надо вернуть настоящую братию в это святое место, ибо за этот монастырь утопили монахов, которые его строили», - заявил монах Дионисий. Он призвал новоафонских монахов соблюдать церковную иерархию и подчиниться. «Надо понимать, что церковные принципы далеки от демократии», - заключил монах Дионисий.
Иерей Виссарион (Аплиа) подчеркнул, что ему как иерею сложно было указывать монахам соблюдать правила монашеской жизни. «За все двадцать лет я не позволял себе вмешиваться в монастырскую жизнь. Поскольку монашеская жизнь отличается от жизни иерея. Однако эти монахи стали будоражить Абхазию и заниматься митингами, собраниями», - возмутился отец Виссарион.
Отец Александр (Сергеев) заявил, что монахи Дорофей и Андрей запрещены в служении и не имеют права вести службу. Он возмутился и тем, как проводился опрос граждан республики о воссоздании Абхазской церкви. Отец Александр с сожалением отметил, что вопросы церкви «решают в Абхазии не воцерквленные люди». Отец Александр считает постановку вопроса в опросном листе «иезуитской», с политической подоплекой. «Конечно, все кто сегодня живет в Абхазии, не хочет быть в составе грузинской церкви, это естественно», - заметил он.
Собравшиеся говорили о том, что если 70 тысяч человек, подписавших опросные листы по поводу будущего абхазской церкви, посещали бы регулярно церковь, то приходов в Абхазии было бы больше и духовная жизнь стала активнее. Отец Александр высказал недовольство и тем, как освещается в СМИ проблема раскола, а священники, поддерживающие отца Виссариона, не имеют столько возможностей высказать свою точку зрения, в отличие от монахов Новоафонского монастыря. Он также надеется, на покаяние Дорофея и Андрея и совместное продолжение служения богу.
Выступивший на Собрании прихожанин Астамур Таниа считает опасной ситуацию, в которой находится Абхазская церковь. По мнению Тания, политические разногласия в обществе разрешить можно, но религиозные - очень трудно, и это может привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому церковный вопрос надо деполитизировать.
Прихожанин Александр Студеникин предложил участникам собрания договориться, взяв на вооружение идею просвещения. Студеникин выступает за развитие православной культуры.
На собрании также звучали предложения регулярно проводить «крестные ходы» и «стояния» вокруг стен Новоафонского монастыря, в целях борьбы с «раскольниками» и для того, чтобы «оградить от посещения монастыря, где в настоящее время губят души».
Прихожанин Резо Кация напомнил участникам собрания о встрече абхазского духовенства с патриархом Алексием и другими иерархами в Москве в 1999 году. «Эти встречи были программными для развития православия в Абхазии. Нам сказали тогда, что для возрождения Абхазской церкви надо вести службы в приходах на абхазском языке, наполнять священнослужителями храмы», сказал Резо Кация.
Он также напомнил о том, что на той встрече поднимался вопрос об абхазском приходе в Москве. «В РПЦ мы не слышали слово «нет», - подчеркнул Кация. – Более того, предлагали помощь и поддержку в решении ряда проблем, в том числе и рукоположения абхазских священников».
Кация не считает ситуацию в Абхазской церкви «расколом», он назвал ее «отколом».. По его мнению, юридическая регистрация Священной митрополии, «это большая ошибка и беда власти». Но Кация не видит ничего ужасного в этой ситуации. По его словам, «надо идти вперед и нести правду народу, открывая приходы, воскресные школы и прочее».
На собрании некоторые прихожане предложили встретиться с президентом Александром Анквабом, который, по их мнению, мог бы вмешаться в ситуацию и разрешить конфликт. Участники дискуссии предложили направить протокол собрания президенту и в парламент республики.
В завершение собрания иерей Виссарион Виссарион подчеркнул, что «новоафонский монастырь в настоящее время не выполняет функций центра духовного подвижничества, как это было ранее». По его словам, в монастыре нарушен устав жизни православных монахов.
«10 - 15 лет мы ждем, когда они (Дорофей и Андрей) покаются. Мы призываем их в течение 12 дней принести покаяние Апостольской Абхазской Православной церкви. Если это произойдет, то мы обязательно их обнимем и скажем, что обрели братьев, пребывавших в заблуждении. А если нет, то их ждет низвержение из священного сана», - заявил в завершение собрания иерей Виссарион.
За такое решение единогласно проголосовали все 15 священников и 80 прихожан.
Апсныпресс.
"Ликвидировать" раскольников
Елена Заводская
14.07.2013 01:03
В Сухумском кафедральном соборе сегодня прошло собрание, созванное по инициативе и.о. главы Сухумо-Пицундской епархии о. Виссариона. На нем присутствовали девять представителей духовенства епархии и около 80 мирян. О. Виссарион предложил собранию обсудить ситуацию вокруг Новоафонского монастыря (Священной митрополии Абхазии) и всем миром придумать, как прекратить деятельность раскольников.
О. Василиск (Лейба) сказал о том, что о. Дорофей представляет Вселенского патриарха, как единственного имеющего власть над всеми церквами, но это не так. На первых соборах правопреемственность исходила от Иерусалимского патриарха. Только после упадка Иерусалимской церкви и становления Константинополя, как Второго Рима, на первый план вышла Константинопольская церковь. "Сегодня, – сказал о. Василиск, – Стамбул не является ни экономическим, ни духовным центром. Патриарх Варфоломей созывает Всеправославный собор, на котором он хочет утвердить свою власть. Но нужно помнить, что патриарх первый не в полноте власти, а первый среди равных".
"Наша стратегия – соединиться с Русской православной церковью и в ее лоне развиваться дальше", – сказал Владимир Поросянников, представитель Гудаутского прихода. Он рассказал притчу о мираже в пустыне, который привиделся ездоку на верблюде, и сравнил с ним новоафонских монахов, которые принимают за реальность возможность получить помощь от Константинопольской патриархии.
Дьякон Дионисий (Быстров) напомнил о том, что о. Виссарион проявил любовь к нынешним новоафонским монахам и послал их учиться в Москву. Сказал о том, что монахи не должны никому ничего навязывать, проповедовать, тем более раскалывать верующих. "Зачем вы выбрали монастырь, который не вы строили? – задал он риторический вопрос. – Для нас – это святыня, которую нам оставили предки, надо вернуть в Афон братию. Монах должен повиноваться главе, а у нас глава – о. Виссарион".
О. Виссарион настаивал на том, чтобы выступающие говорили о том, как следует себя вести новоафонским монахам, и дали оценку их действиям. Он просил не вдаваться в политику и не затрагивать вопрос юрисдикции Абхазской православной церкви.
О. Давид, помощник Варсанофия, митрополита Саранского и Мордовского, управляющего делами Московской патриархии подчеркнул, что находится в Абхазии с частным визитом и высказывает только свое личное мнение, которое не может трактоваться, как позиция Московской патриархии. "Монах до тех пор, пока его не рукоположили в сан, – сказал о. Давид. – Получив сан священников, монахи становятся духовными руководителями православного народа и имеют право его наставлять. То, что о. Дорофей и о. Андрей стремятся сделать Абхазскую церковь автокефальной, – хорошо, но то, как они к этому идут, – плохо, считает он. Руководство патриархии безмерно уважает о. Виссариона, и на нем держится противостояние мирскому злу рассеяния. Абхазская церковь должна быть вместе с Русской. Абхазию всю жизнь спасала Россия. Но РПЦ опирается на церковные правила и не может в Абхазии руководить, нет ни одного документа, который бы свидетельствовал об этом, так как это каноническая территория Грузии. Патриарх Кирилл очень уважает патриарха Грузии Илию II за то, что он не поддержал раскол Украинской церкви. В мировом православии Абхазия – микроскопическая частичка, здесь всего 20 действующих храмов. Автокефалия никому не дается. Единственный шанс для Абхазии, – это ввести здесь двойное управление, то есть Илия II должен согласиться и передать патриарху Кириллу Абхазию в управление на какой-то срок, тогда РПЦ сможет рукоположить здесь абхазского епископа. В истории церкви всегда было много расколов. Пока ваш президент поддерживает о. Дорофея и о. Андрея, они будут служить. Почему у вас нет таких книг, какие выпускают они, в них много мудрого? Почему нет просветительских передач на телевидении? Почему ваш сайт не идет ни в какое сравнение с сайтом митрополии? Их сайт интересно читать. Они многое делают, и вам надо, чтобы народ видел, что вы заняты делом. Надо вести серьезную и планомерную работу в СМИ. Если отец Виссарион что-то организовать не может, помогите ему все вместе".
"Как этих монахов остановить, они запрещены, но продолжают служить? Подскажите, что с ними делать?" – спросил у него отец Виссарион.
"А, если вас, батюшка, завтра запретят? – вопросом на вопрос ответил ему о. Давид. – Знаете, сколько во времена Ария было таких запрещенных? Надо на себя смотреть и своим делом заниматься. Если вы будете говорить о том, что они плохие, от этого ничего не изменится, люди все равно к ним ходить будут. Вам надо самим проповедовать, просвещать, работать!"
"Не было такого, чтобы религиозный вопрос становился фактором внутренней
политики, это разделяет наш народ!" – сказал прихожанин Сухумского кафедрального собора Астамур Тания. Он считает, что основная задача Сухумо-Пицундской епархии – в рамках РПЦ проводить просветительскую работу и заниматься внутренним устроением, готовить кадры, передачи на телевидении, активно использовать современные средства коммуникации и все возможности для такой работы".
О. Александр Сергеев, настоятель храма Великомученика Георгия Победоносца, считает, что о. Дорофей и о. Андрей являются клириками РПЦ, их запретили в служении, если они считают запрет неправильным, то обязаны добиваться его отмены, но служить и совершать таинства не имеют права. Он упомянул и о проведенном недавно опросе. По его мнению, его проводили и в нем участвовали люди, не имеющие к церкви никакого отношения. Не согласен он и с тем, как сформулирован вопрос. Никогда ни один человек в Абхазии не скажет, что он за вхождение Абхазской церкви в состав Грузинской, поэтому все ответили "да". В нем указано и то, что только РПЦ и ГПЦ считают Абхазию канонической территорией Грузии, а не указаны все остальные церкви, которые придерживаются того же мнения. Абхазские СМИ неравномерно преподносят зрителям позиции сторон, уверен о. Александр. В своих сюжетах абхазское телевидение показывает о. Виссариона одну минуту, а речь Олега Дамения, который активно участвовал в проведении опроса, дают полностью.
Прихожанин Даур Когония призвал "ликвидировать" тех, кто расколол верующих и обманывает их. Он потребовал, чтобы над ними состоялся церковный суд и с них сняли сан.
Уполномоченный по делам религий Резо Кация напомнил о встрече с патриархом Алексием II, которая состоялась в Москве в 1999 году, на которой было все абхазское духовенство. Патриарх дал наставления абхазскому духовенству, надо о них вспомнить и сделать их программными: глава РПЦ говорил о том, что необходимо возрождать в Абхазии православие, открывать храмы и служить в них службу на родном для прихожан абхазском языке, воспитывать новых священников. Патриарх Алексий II обещал всемерно этому способствовать. Вокруг этой идеи и надо объединиться, а обретение автокефалии – дело не сегодняшнего дня. "Раскол я бы заменил словом "откол", – сказал Резо Кация, – это уже свершившийся факт. Митрополия сегодня зарегистрирована, точку невозврата мы уже прошли. Это большая беда и ошибка власть имущих".
Выступали также о. Никита Адлейба, о. Матфей Тужба, о. Далмат Гопия, иеромонах Давид (Гвазава), а также прихожане Валентина Тужба, Геннадий Бигвава, Александр Студеникин и другие. Все речи были о неправоте запрещенных монахов и обмане паствы, все призывали рассказывать верующим и способствовать тому, чтобы люди обходили Новый Афон стороной.
В завершение собрания исполняющий обязанности главы Сухумо-Пицундской епархии о. Виссарион выдвинул ультиматум представителям митрополии: они должны в двухнедельный срок принести покаяние, в противном случае будут лишены сана.
Источник: "Информационные танки"
Просмотров: 11920
Дата публикации: 18.07.2013 г.
Вернуться к списку новостей