Власти дали комментарий к требованиям оппозиции, прозвучавшим на митинге в Сухуме
0Власти дали комментарий к требованиям оппозиции, прозвучавшим на митинге в Сухуме
«Формирование коалиционного правительства в Абхазии в рамках действующей Конституции невозможно. Коалиционное правительство образуется только при парламентской или смешанной форме государственного правления, когда ни одной из политических партий в результате выборов не удалось получить в парламенте такого большинства мест, которое бы позволило сформировать однопартийное правительство». Так прокомментировал официальный представитель Президента РА Кристиан Бжания требование оппозиционных политических сил о формировании «коалиционного правительства национального доверия», прозвучавшее на митинге в Сухуме 11 марта.
Сегодня в государственном информационном агентстве «Апсныпресс» К. Бжания ознакомил представителей абхазских СМИ с «Комментарием к некоторым требованиям, озвученным на митинге 11 марта 2013 года».
Что касается требования оппозиции о формировании Контрольной палаты РА, то закон о Контрольной палате вступил в силу у 1 января 2011 года. В развитие положений данного закона были внесены изменения в ряд других законов. Кроме того, в госбюджет на 2013 год включены государственные расходы на формирование Контрольной палаты.
«Неспешность её формирования связана с тем, что для нас важным было создание правовой базы для деятельности Контрольной палаты. Сейчас уже мы вплотную подошли к этому вопросу», - отмечается в Комментарии.
По поводу требования о создании «в двухнедельный срок Комиссии по Конституционной реформе с привлечением специалистов на основе широкого представительства политических сил, К Бжания напомнил, что .
«Комиссия по конституционной реформе с привлечением специалистов в области конституционного права на основе широкого представительства политических сил была образована Указом Президента Республики Абхазия 3 ноября 2005 года». 29 декабря 2008 года Президент С. Багапш внес на рассмотрение парламента поправки к 3, 4, 5 и 7 главам Конституции, рассмотренные и одобренные Комиссией по конституционной реформе.
1 февраля 2013 года образована рабочая группа Народного Собрания по работе над поправками к Конституции Республики Абхазия под руководством Спикера Парламента. «По имеющейся информации каких-либо сформулированных предложений по реформированию Конституции от политических партий и общественных объединений в указанную группу на данный момент еще не поступало. В связи с этим Президент не считает целесообразным создание еще одной, параллельной комиссии», - сказал К. Бжания.
Комментарии даны и по таким требованиям, как реформа государственной власти путем перераспределения полномочий между Президентом и Парламентом, реформа судебной власти, принятии конституционного закона об отстранении Президента от должности, предоставления парламенту права объявления вотума недоверия Генпрокурору и председателю Нацбанка и др.
В последнем пункте резолюции митинга оппозиция заявляет, что «в случае невыполнения в течение месяца поставленных требований, она оставляет за собой право начать процедуру отрешения Президента от занимаемой должности».
«При этом в пункте 5 резолюции оппозиция, понимая, что в Абхазии отсутствует специальный закон о порядке отрешения Президента от должности, заявляет о необходимости принятия такого закона. Как видно, одно требование вступает в противоречие с другим. Если сама оппозиция говорит об отсутствии закона, то по какой процедуре она собирается отрешать Президента от должности?», - задал вопрос Официальный представитель Президента
В Комментарии обращено внимание и на то, что многие из требований, выдвигаемых оппозицией, находятся в компетенции парламента, в частности таких, как «проведение парламентского расследования», «принятие законов».
Полный текст «Комментария к некоторым требованиям, озвученным на митинге 11 марта 2013 года» размещен на сайте АПСНЫПРЕСС в рубрике «Документы».
Комментарий к некоторым требованиям, озвученным на митинге 11 марта 2013 года
На митинге оппозиционных сил, проведенном 11 марта 2013 года, была принята резолюция, содержащая ряд требований к руководству страны. Президент внимательно ознакомился с каждым из выдвинутых требований, и считает необходимым донести до общественности следующее:
1. В первом требовании предлагалось «в недельный срок руководству страны и представителям различных политических сил создать согласительную Комиссию по выработке основ и принципов формирования коалиционного правительства национального доверия».
По данному вопросу следует обратить внимание, что формирование коалиционного правительства в Абхазии в рамках действующей Конституции невозможно. Коалиционное правительство образуется только при парламентской или смешанной форме государственного правления, когда ни одной из политических партий в результате выборов не удалось получить в парламенте такого большинства мест, которое бы позволило сформировать однопартийное правительство. Коалиционное правительство - это результат соглашения между политическими партиями об общей правительственной программе.
Необходимо напомнить, что Республика Абхазия, в соответствии с Конституцией, по форме государственного правления не является ни парламентской, ни смешанной, а президентской республикой, и, следовательно, без изменения Конституции коалиционное правительство в Абхазии не может быть сформировано.
Именно поэтому любое решение, принятое предлагаемой оппозицией Комиссией, не будет обладать юридической силой, так как основы и принципы формирования правительства в Абхазии определяются не комиссиями, а действующей Конституцией.
2. Следующее требование предписывало «в двухнедельный срок приступить к формированию Контрольной палаты Республики Абхазия».
В этой связи необходимо напомнить, что закон «О Контрольной палате Республики Абхазия» вступил в силу 1 января 2011 года. В развитие положений данного закона были внесены изменения в ряд других законов, а именно в:
- Уголовный Кодекс Республики Абхазия;
- Уголовно-процессуальный Кодекс Республики Абхазия;
- Кодекс Республики Абхазия об административных правонарушениях;
- Закон Республики Абхазия «О должностном соответствии в оплате труда в структурах высших органов государственной власти Республики Абхазия и органов местного самоуправления Республики Абхазия»;
- Закон Республики Абхазия «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Республике Абхазия»;
- Закон Республики Абхазия «О статусе депутата Народного Собрания - Парламента Республики Абхазия»;
- Закон Республики Абхазия «О Национальном банке Республики Абхазия (Банке Абхазии)»;
- Закон Республики Абхазия «О банках и банковской деятельности».
Таким образом, была проделана большая законодательная работа по созданию условий для начала функционирования Контрольной палаты.
В Закон «О государственном бюджете Республики Абхазия на 2013 год» включены государственные расходы на формирование Контрольной палаты.
В Послании Президента к Народному Собранию Республики Абхазия от 25 декабря 2012 года было сказано, что: «Как один из серьёзных рычагов противодействия злоупотреблениям бюджетными средствами, мы рассматриваем создание Контрольной палаты Республики Абхазия. Неспешность её формирования связана с тем, что для нас важным было создание правовой базы для деятельности Контрольной палаты. Сейчас уже мы вплотную подошли к этому вопросу». Совершенно очевидно, что данный вопрос решается вне зависимости от указанных митингом требований.
3. В резолюции митинга выдвинуто условие «сформировать в двухнедельный срок Комиссию по Конституционной реформе с привлечением специалистов на основе широкого представительства политических сил».
Вновь необходимо напомнить, что Комиссия по конституционной реформе с привлечением специалистов в области конституционного права на основе широкого представительства политических сил была образована Указом Президента Республики Абхазия 3 ноября 2005 года.
29 декабря 2008 года Президент С. Багапш внес на рассмотрение Народного Собрания поправки к 3, 4, 5 и 7 главам Конституции Республики Абхазия, рассмотренные и одобренные Комиссией по конституционной реформе.
19 ноября 2010 года депутаты Парламента приняли во втором чтении проект Конституционного закона о поправках к Конституции Республики Абхазия в усечённом, по сравнению с представленным Президентом, варианте.
25 декабря 2012 года Главой государства в Обращении к Парламенту было сказано: «Считаю необходимым продолжить начатую предыдущим Президентом конституционную реформу. Проект Конституционного закона о поправке к Конституции был принят депутатами предыдущего созыва во втором чтении в 2010 году. Прошло достаточно времени для того, чтобы данные поправки к Конституции были рассмотрены Парламентом в окончательном чтении. Как говорится, мяч на вашем поле».
1 февраля 2013 года образована рабочая группа Народного Собрания по работе над поправками к Конституции Республики Абхазия под руководством Спикера Парламента В.Р. Бганба. В состав группы входит, в том числе, и депутат Хаджимба Р.Д.
По имеющейся информации каких-либо сформулированных предложений по реформированию Конституции от политических партий и общественных объединений в указанную группу на данный момент еще не поступало. В связи с этим Президент не считает целесообразным создание еще одной, параллельной комиссии.
4. Что касается выдвинутого требования «безотлагательно приступить к реформе системы государственной власти путем перераспределения полномочий между Президентом и Парламентом Республики Абхазия с предоставлением Парламенту права утверждения главы и членов Правительства и отрешения их от должности в случае нарушения законов».
Данное требование связано с требованием о формировании коалиционного правительства.
Парламентский способ формирования правительства используется в странах с парламентской или смешанной формой государственного правления. Право на формирование правительства в таких странах получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в парламенте страны. В случае, если политическая партия или коалиция партий не могут сформировать парламентское большинство, то возможен роспуск парламента и назначение главой государства технического правительства на период, пока пройдут досрочные выборы в парламент.
Как уже напоминалось выше, Абхазия, в соответствии с Конституцией, по форме правления не является ни парламентской, ни смешанной республикой.
Следует отметить, что в представленных в декабре 2008 года в Народное Собрание поправках в Конституцию Республики Абхазия предусматривалось перераспределение полномочий между Президентом и Парламентом с предоставлением Парламенту права участвовать в формировании Правительства. В частности, предлагалось, чтобы Премьер-министр назначался на должность Президентом с согласия Народного Собрания. Данное предложение Президента не рассмотрено в установленном порядке депутатами, ни предыдущего, ни действующего созыва.
Также в резолюции требуется наделить Парламент правом «отрешать» от должности главу и членов правительства, что в науке конституционного права именуется вотумом недоверия.
Действующая Конституция Абхазии предусматривает, что Парламент может выразить недоверие отдельному члену Кабинета Министров и внести этот вопрос Президенту Республики Абхазия, решение которого является окончательным.
В упоминаемых выше поправках к Конституции Республики Абхазия предусматривалось наделение Парламента правом объявлять вотум недоверия Правительству. Однако, данные предложения постигла участь поправок, касающихся порядка формирования правительства. Они не рассмотрены до сих пор.
Следует отметить, что наделение Парламента правом выражать Правительству обязательный вотум недоверия напрямую связано с наделением Президента правом распускать Парламент. Право главы государства распускать парламент (объявлять досрочные парламентские выборы) является противовесом праву парламента выражать вотум недоверия правительству (требовать отставки правительства) и наоборот.
Для реализации данного предложения необходимо будет внести изменения в Конституцию Республики Абхазия, наделить Президента правом роспуска Парламента, провести новые парламентские выборы и по их итогам сформировать новый состав Правительства.
Обращает на себя внимание требование оппозиции наделить Парламент правом именно «отрешать» главу и членов правительства от должности, и, притом, только в случае нарушения законов. Очевидно, что в данном требовании содержатся некоторые правовые неточности.
Во-первых, правовое понятие «отрешение от должности» тождественно правовому понятию «импичмента», то есть отрешения от должности Президента. В отношении же членов правительства применяется другая процедура - не импичмента, а объявления вотума недоверия. Возможно, это и имелось в виду под термином «отрешать».
Во-вторых, за нарушение законов глава и члены правительства несут административную либо уголовную ответственность. В случае привлечения члена правительства к уголовной ответственности, он освобождается от должности и без объявления ему парламентом вотума недоверия. То, о чем заявляет оппозиция (объявление вотума недоверия), является политической ответственностью, которая наступает не за нарушение законов, а за проводимую политику.
5. Следующее требование: «Принять конституционные законы об отстранении Президента от должности и конституционном судопроизводстве».
Под принятием конституционного закона об отстранении Президента, возможно, имелся в виду конституционный закон не об отстранении действующего Президента, а конституционный закон о порядке отрешения Президента Республики Абхазия от должности.
Вопрос принятия такого закона находится на повестке дня уже давно.
19 февраля 2004 года Президент В. Ардзинба создавал совместную комиссию из представителей законодательной, исполнительной и судебной власти, которая должна была в срок до 1 июня 2004 года разработать и представить проект закона о порядке отрешения Президента от должности, что не было сделано.
В поправках в Конституцию, предложенных 29 декабря 2008 года, предусматривалось, что Конституция будет содержать исчерпывающий перечень оснований для отрешения главы государства от должности, а саму, достаточно сложную, процедуру отрешения Президента регламентировать в специальном законе.
Для Президента Абхазии основания принудительного прекращения полномочий связаны исключительно с нарушением данной им присяги, Конституции и законов Республики Абхазия.
Действующая редакция части 2 статьи 64 Конституции вызывает множество вопросов. Не урегулированным остается главный – Народное Собрание отрешает Президента от должности, руководствуясь только статьей 64 Конституции Республики Абхазия, или в каком-либо ином законе должна быть детально регламентирована эта процедура. Также неясным остаётся вопрос о том, какое именно заключение должен выносить Верховный Суд: о наличии в действиях Президента нарушений данной им присяги, Конституции и законов или о соблюдении порядка отрешения Президента от должности.
Принятие данного закона позволит исключить возможность возникновения политических дискуссий на этой почве.
Что касается принятия закона о конституционном судопроизводстве, необходимо отметить, что принятый 19 ноября 2010 года во втором чтении проект Конституционного закона о поправках к Конституции предусматривает учреждение в Абхазии Конституционного суда.
По вопросу конституционного судопроизводства в Послании Президента Парламенту было заявлено, что: «Как раньше, так и сегодня остаюсь приверженцем идеи создания в нашей стране органа конституционного контроля - Конституционного суда».
Для того, чтобы ускорить процесс создания Конституционного суда в Абхазии, 25 июля 2012 года создана парламентская рабочая группа по судебной реформе в составе представителей Парламента, Президента, Верховного суда, под руководством депутата В. Агрба.
Рабочая группа, помимо иных законов в судебной сфере, разработала и проект закона о конституционной юрисдикции, который будет вынесен на рассмотрение Парламента. К сожалению, за все это время в рабочую группу, не поступило ни одного предложения по конституционному судопроизводству от авторов указанных требований.
Требование о принятии вышеуказанных законов необходимо адресовать не Президенту, так как, в соответствии с Конституцией, принятие законов отнесено к компетенции Парламента. Каждый депутат Народного Собрания обладает правом законодательной инициативы. Если он считает, что необходимо принять тот или иной закон, никто не запрещает депутату его разработать и внести на рассмотрение Парламента.
6. Что касается «предоставления Парламенту Республики Абхазия права объявления вотума недоверия Генеральному Прокурору и Председателю Национального Банка, и проведения независимого финансового аудита Национального банка Республики Абхазия».
В конституционном праве под вотумом недоверия понимается выраженное Парламентом неодобрение деятельности правительства в целом либо отдельного министра или иного должностного лица исполнительной власти. Как известно, Генеральный прокурор и Председатель Национального банка не являются министрами и не входят в систему исполнительной власти. Следовательно, в отношении указанных лиц по своей правовой природе не может быть применена процедура объявления вотума недоверия.
Вместе с тем, действующая Конституция закрепляет за Парламентом полномочия по назначению на должность и освобождению от должности по представлению Президента как Генерального прокурора, так и Председателя Национального банка.
Относительно независимого аудита Национального банка следует обратить внимание на статью 94 Закона «О Национальном банке Республики Абхазия», в соответствии с которой именно Народное Собрание до завершения отчетного года принимает решение об аудиторской проверке годовой финансовой отчетности Банка Абхазии и определяет аудиторскую организацию. 27 ноября 2012 года Парламент утвердил для проведения внешнего аудита Национального банка российскую аудиторскую фирму ООО «Финансовые и бухгалтерские консультанты». В этой связи Президент считает необходимым дождаться заключения аудитора, определенного Парламентом.
7. На митинге было выдвинуто и условие «о разработке предложения по изменению порядка формирования судов с целью обеспечения их независимости и восстановления института несменяемости судей».
Как уже отмечалось выше, созданная Парламентом 25 июля 2012 года рабочая группа по судебной реформе на сегодняшний день разработала:
1) проект Конституционного закона «О судебной власти», включающего в себя положения:
- о судоустройстве;
- о статусе судей;
- о Конституционном суде;
- о Верховном суде;
- об Арбитражном суде;
- о Военном суде;
- о судах общей юрисдикции;
- об органах судейского сообщества.
2) проект Конституционного закона «О конституционной юрисдикции»;
3) проект Закона «О разумных сроках при рассмотрении дел судами»;
4) проект Закона «О доступе к информации о деятельности судов»;
5) проект Закона «О декларировании доходов и обязательств имущественного характера судей и членов их семей»;
6) проект Закона «О внесении изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный, Арбитражно-процессуальный кодексы».
Рабочей группой предлагается усовершенствовать процедуру формирования судейского корпуса, что позволит, с одной стороны, обеспечить большую независимость судей от законодательной и исполнительной власти, с другой - повысить профессиональные требования к представителям судебной власти.
Если у авторов требований будут конкретные предложения по указанным вопросам, рабочая группа готова к их рассмотрению.
Следует напомнить, что в 2009 году Совет судей Республики Абхазия обратился к Президенту Республики Абхазия с предложением изменить действующий порядок формирования судейского корпуса. С тем, чтобы судьи, за исключением членов Верховного суда, назначались не Парламентом по представлению Президента, а указом Президента, без участия Парламента. Как Президент С. Багапш, так и Премьер-министр А. Анкваб тогда не поддержали данное предложение Совета судей, которое, на их взгляд, урезало полномочия Парламента в судебной сфере.
В Республике Абхазия полномочия судьи не были ограничены определенным сроком до 3 октября 1999 года. В 1999 году по инициативе Президента В. Ардзинба на референдуме приняты поправки в Конституцию, которые ограничили полномочия судьи пятилетним сроком. Вопрос восстановления института несменяемости судей, а точнее бессрочности их полномочий – дискуссионный.
8. Резолюция митинга так же требует «провести Парламентское расследование по факту непредставления на ратификацию российско-абхазских соглашений, в частности, Соглашений о предоставлении кредита на реконструкцию железной дороги и банковского кредита».
22 мая 2012 года по поручению Президента А. Анкваб копии всех международных договоров Республики Абхазия с иностранными государствами, в том числе, соглашения о предоставлении кредита на реконструкцию железной дороги и банковского кредита, были направлены в Парламент страны.
25 июля 2012 года Народное Собрание принимает обращение к Генеральному прокурору о проведении проверки в порядке надзора «на предмет соответствия действий должностных лиц, проведенных по Соглашению между Правительством Республики Абхазия и Правительством Российской Федерации о предоставлении Правительству Республики Абхазия государственного экспортного кредита, подписанного в городе Москва 24 декабря 2010 года законодательству Республики Абхазия».
По результатам проведенной проверки 4 декабря 2012 года Генеральный прокурор проинформировал Парламент об установленных фактах действий должностного лица, не соответствовавших законодательству Республики Абхазия.
К этому необходимо добавить, что 29 ноября 2012 года Президент подписал Закон «О парламентском расследовании», который устанавливает порядок и сроки проведения парламентского расследования, его организационные формы. Законом определено, что право выдвижения инициативы проведения парламентского расследования принадлежит только депутатам Народного Собрания.
9. Было озвучено и требование к «Президенту, как гаранту Конституции Республики Абхазия, определить меру ответственности чиновников, игнорирующих требования Закона о государственном языке».
Закон «О Государственном языке Республики Абхазия» действует с декабря 2007 года, за исключением некоторых положений, которые вступают в силу с 1 января 2015 года.
1 апреля 2009 года вступил в силу Закон «О внесении изменений в Кодекс Республики Абхазия об административных правонарушениях», которым Кодекс дополнен главой 51 «Административные правонарушения в сфере применения Закона Республики Абхазия «О Государственном языке Республики Абхазия».
Данный закон установил административную ответственность за нарушение порядка применения Закона «О Государственном языке», в том числе чиновниками, в сфере официального делопроизводства, в сфере обслуживания, в коммерческой деятельности, в средствах массовой информации, нарушение порядка определения языка географических названий, топографических обозначений, надписей и дорожных указателей. Принятие правовых актов, устанавливающих административную ответственность, отнесено к компетенции Народного Собрания, а не Президента.
В 16 пункте резолюции митинга оппозиция заявляет, что в случае невыполнения в течение месяца поставленных требований, она оставляет за собой право начать процедуру отрешения Президента от занимаемой должности.
При этом в 5 пункте резолюции оппозиция, понимая, что в Республике Абхазия отсутствует специальный закон о порядке отрешения Президента от должности, заявляет о необходимости принятия такого закона. Как видно, одно требование вступает в противоречие с другим. Если сама оппозиция говорит об отсутствии закона, то по какой процедуре она собирается отрешать Президента от должности?
Главный вопрос - за что оппозиция планирует отрешать главу государства от должности? Как уже отмечалось, основанием для отрешения, в соответствии с Конституцией, может являться только нарушение данной им присяги, Конституции и законов. Но трудности в социально-экономическом развитии страны, с правовой точки зрения, не могут служить основанием для импичмента.
Также хотим обратить внимание, что некоторые требования, озвученные оппозицией на митинге 11 марта 2013 года, такие как «проведение парламентского расследования», «принятие законов» адресована Парламенту.
Необходимо отметить, что часть вопросов, озвученных оппозицией 11 марта 2013 года, ранее была обозначена для решения именно Президентом страны в его Послании Парламенту, а решением ряда вопросов занимаются соответствующие парламентские комиссии и рабочие группы.
В резолюции митинга содержатся и некоторые другие требования. Позиция Президента по ним будет доведена до общества в ближайшее время.
К. Бжания,
Официальный представитель Президента РА
28.03.2013г.
Апсныпресс.
Источник: Власти дали комментарий к треб
Просмотров: 4060
Дата публикации: 29.03.2013 г.
Вернуться к списку новостей