Тбилиси мелкими шагами идет к диалогу с Сухумом и Цхинвалом
Тбилиси мелкими шагами идет к диалогу с Сухумом и Цхинвалом
Андрей Ильяшенко
Насколько готово правительство Бидзины Иванишвили заняться решением проблемы Абхазии и Южной Осетии, какие гуманитарные вопросы могут сблизить позиции трех стран и почему Сухум и Цхинвал не спешат налаживать сотрудничество с Тбилиси, рассказал заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Феликс Станевский
Ильяшенко: Исполняется 100 дней с того момента, как правительство Грузии возглавил Бидзина Иванишвили, символический рубеж. Надо сказать, что этот период был весьма богат событиями. Среди них - поворот или тенденция к повороту в сторону более конструктивной позиции по проблеме Абхазии и Южной Осетии.
На эту тему мы беседуем с Феликсом Иосифовичем Станевским, заведующим отделом Кавказа Института стран СНГ. Как бы вы оценили последние шаги нового правительства Грузии в отношении Южной Осетии и Абхазии? Видимо, они не очень масштабные, но тем не менее о них пишут и говорят.
Станевский: По правде говоря, я не думаю, что это шаги в отношении Абхазии и Южной Осетии. Эти шаги больше в отношении России, поскольку речь идет о некотором смягчении закона об оккупированных территориях, который больше касался российских граждан, побывавших в Абхазии и Южной Осетии, чем граждан этих стран.
Мне представляется, что руководство Грузии размышляет, что делать, как быть с двумя новыми государствами, которые они считают отколовшимися территориями. Мне также представляется, что это тяжелое размышление, поскольку для грузинской стороны непреложным фактом является принадлежность Абхазии и Южной Осетии Грузии. А для Абхазии и Южной Осетии непреложным фактом является независимость этих государств.
У Абхазии есть немало оснований заявлять о том, что никакого отношения к грузинскому государству она не имеет и не хочет иметь. С точки зрения абхазов, их страна - древнейшее государство на Южном Кавказе, одно из древних государств Европы.
В Европе найдется немного стран, которые имели бы столь древние исторические корни. Абхазия несопоставимо более древнее государство, чем, скажем, Латвия, Эстония, Бельгия, Голландия, Португалия.
Абхазия древнее, чем США, которые организовали нечто вроде дипломатической блокады этого нового южнокавказского государства. Позиция Грузии сталкивается с очень твердым намерением абхазов отстоять свою независимость. И они совершенно уверены в своей правоте, доказывая, что их присоединил к Грузии Иосиф Виссарионович Сталин.
Ильяшенко: Собственно говоря, весь советский период проходил при более или менее явных попытках Абхазии оспорить свой статус автономной территории союзной республики Грузии.
Станевский: Совершенно верно. Абхазия - это редкая часть территории Советского Союза, которая никак не хотела подчиняться диктату, организованному Сталиным и Берией, которые требовали беспрекословного подчинения Сухума Тбилиси. Абхазы отстаивали свое право на независимость и тогда: сходами, письмами, обращениями.
В последний советский период Абхазия становилась все более самостоятельной, нежели в 1930-1940-х годах, когда Абхазия была в тяжелом положении, делалось все возможное для того, чтобы навязать абхазам грузинский язык, перечеркнуть историю абхазского народа. В этом стремление грузинских националистов проявлялось давно и очень последовательно.
Тот факт, что в грузино-абхазской войне 1992-1993 годов был полностью разрушен абхазский государственный архив, сам по себе очень много значит. У абхазов есть твердое желание не уступать свои позиции. Но также существует очень твердое желание грузинской стороны вернуть Абхазию и абхазов под свою юрисдикцию...
Полная версия интервью доступна в аудиоформате.
ГОЛОС РОССИИ, 15.02.2013
http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/no_program/104759366.html
http://www.abkhaziya.org/news_detail.html?nid=35578
Источник: Тбилиси мелкими шагами идет к
Просмотров: 1553
Дата публикации: 17.02.2013 г.
Вернуться к списку новостей