Взрастить крепкое дерево страны мы обязаны сами
Взрастить крепкое дерево страны мы обязаны сами
Кураскуа Юрий
Абхазия – такой пласт истории, что по его срезу можно прочесть все вехи развития этой древнейшей страны мира. И в мировой истории Абхазию и её народ всегда отличал положительный оттенок. Несмотря на трагические страницы (попытки завоевания, выселения) народы, проживавшие на этой земле, с честью выходили из водоворота событий:
В августе 1992 г. Абхазия вновь подверглась испытанию. Те, кто это предпринял, видимо, недостаточно знали её историю, не предполагали реалии таких авантюр. Мы выстояли, победили, стали свободны. Это были те компоненты жизненного цемента, которые нас сплотили, нацелили на то, чтобы построить новое общество и жить в стране, о которой мечтало не одно поколение нашего народа. Но почему-то произошел сбой.
После окончания войны 1992-93 гг. главным было – выжить в этой разрухе, необустроенности и некой довлеющей неопределенности. Кто-то не выдержал и уехал за пределы, оправдывая свои решения словами: «Ничего здесь хорошего не будет». Провокации на границе по реке Ингур, в Кодорском ущелье, в море заставляли и других принимать радикальные решения, покинуть победившую страну.
Те, кто оставался, налаживали быт, работали, чтобы приносить пользу. Руководство страны помогало населению всем, чем могло. Львиная доля усилий уходила на внешнюю политику, сдерживание давления против Абхазии.
Прошло почти двадцать лет после войны. Это большой путь. Жизнь постепенно, но уверенно брала свое – мы стали подниматься с колен. Вроде нужно радоваться, но мы вновь волнуемся.
Самый распространенный вопрос в республике сегодня: «Что с нами происходит? Куда мы идем?» Большая часть разговоров затрагивает нравственное настроение нашего общества.
Чтобы быть объективным в ответах на волнующие нас вопросы, я побывал практически во всех районах республики и имел беседы с людьми разных политических взглядов и социального положения. Их обобщенное мнение и легло в основу этого материала.
…Когда в сентябре 1993 г. ценой больших потерь мы смогли выиграть навязанную нам войну, то все думали, что сейчас, действительно, засучив рукава, будем восстанавливать наш общий, теперь свободный дом. Победа, которая вошла в историю как освободительная война Абхазии с грузинским фашизмом, должна была дать особый стимул к возрождению.
Однако с самых первых дней освобождения Сухума получилось наоборот: многие гражданские и некоторые воевавшие стали растаскивать и разбирать все, что посчитали необходимым иметь для себя. Захвату подверглись целые подъезды многоквартирных домов, частные дома, магазины, заводы, линии электропередач и даже многокилометровые троллейбусные провода. Печать «занято» ставилась на все, что имело хоть какую-то ценность.
Чтобы это остановить, были созданы спецотряды. Но это не сработало. Понятно, в основном все эти «послевоенные удары» наносились на грузинское имущество. Но разве мы могли тогда подумать и предвидеть, что это был первый этап изменения сознания общества, шаг к вседозволенности. И к тому же это было – «всеобщее понимание». Нам казалось, что тем самым мы продолжаем наказывать Грузию за содеянное, и не заметили, как вбили ржавый гвоздь в эйфорические чувства людей от неожиданного получения имущественного богатства, породили уверенность, что можно разбогатеть не работая, стремление обязательно «ухватить свой кусок пирога». Коррозия стала разъедать дружеские, соседские, родственные отношения.
Тогда мы не смогли принять радикальные решения, которые помогли бы нам сегодня жить лучше. Ненаказуемость развязывала руки и тем, кто вначале побаивался.
Когда в 500 г. до н.э. персы решили завоевать Вавилон, был издан приказ: «Город не разрушать. К гражданам и имуществу применить терпимое отношение. Обидчикам грозит кол».
…В первые годы после войны те, кто имел земельные участки, предпринимали попытки вырастить овощи, другие культуры для себя, для рынка. Но появилось и первое воровство с этих полей. Люди поэтому забросили это дело и постепенно стали отвыкать от земли. На смену пришла торговля неожиданно и легко приобретенным имуществом. Такие товарно-денежные отношения стали набирать силу. В Абхазии голода никогда не было. Но мы, оправдывая себя, вдруг заговорили о нем, подкрепляя все это жалобными аргументами.
Появились первые международные гуманитарные миссии. Обычно они работают в странах до года. У нас же задержались надолго. Население, живущее на плодородной земле, восприняло их приход с радостью. Большая часть раздаваемых продуктов вскоре стала оказываться на рынке, в ларьках.
В Нагорном Карабахе, когда уловили такую тактику, от «гуманитарки» отказались.
Когда у нас через несколько лет пребывания эти миссии стали сворачивать работу, мы их ещё долго не отпускали, дескать, «нельзя оставлять одиноких людей».
Иностранные миссии с гуманитаркой были из стран, которые числились в «друзьях Грузии». Они сделали самое главное – породили у нашего населения чувство зависимости от других.
…К началу 2000 г. руководству страны уже удавалось успешно решать международные проблемы. Наметились тенденции, когда с Абхазией стали консультироваться, принимать решения, учитывая её потери. В социальной жизни также происходили изменения. Администрацией брались под контроль земельные участки, брошенные дома, вообще жилой фонд. Были выработаны соответствующие законы. Но оказалось, что они не срабатывают из-за чиновников, неожиданно разбогатевших, зазнавшихся. У нас появилась прослойка, которая считала, что исполнять законы не их удел. Все вопросы решить можно через друзей, родных и иное влияние. Видя все это, потянулись и другие: «А что мы, безродные?» Администрации всех уровней этому не очень сопротивлялись. Это было время, когда жалобы друг на друга по вопросам жилья лились рекой. Положительное решение различных спорных вопросов зависело от родства, знакомства с влиятельными людьми, кошелька. Ко всем имеющимся проблемам прибавилось социально-экономическое расслоение общества. Вылезли скрытые пороки – зависть, злость, нетерпимость, желание насолить другому и т.д. К сожалению, с каждым годом этот негатив нарастал. В таком несбалансированном обществе расцвели иностранные неправительственные организации – естественно, под флагом помощи гражданам Абхазии.
Вспомним, сколько было совместных поездок, встреч на нейтральных территориях представителей Абхазии и Грузии. Не смущало наших граждан, что их визы для поездки в США, Францию, Англию, Германию заполнялись в посольствах Грузии, а то и прямо в Тбилиси.
Цель программ НПО была не столько сблизить Абхазию и Грузию, сколько заложить в умы населения Абхазии мысль, что, «отвернувшись от России, вы сможете жить лучше, будете получать различные блага и больше денег».
Естественно, эти призывы нацеливались в первую очередь на молодое поколение. В какой-то степени работа эта удалась. Когда в обществе заходит разговор о деньгах, люди начинают задумываться – откуда и от кого лучше их получать. Доходит до того, что появились высказывания: «Дали деньги – хорошо. Сократился поток финансов – ничего, другие будут щедрее». Неопределенные колебания по отношению к России – это прямая опасность для нашей государственности, это тупиковый путь нашего развития.
В последнее время НПО вновь ищут пути своего возврата в Абхазию.
В середине 2000 г. мы провели по сути первые открытые, демократические выборы. Оказалось, что, имея уже положительный опыт в обществе и государстве, мы все же не готовы делать правильные выводы. Перевесило чувство «свой-чужой». И в обществе «свои» чиновники начали «подниматься», что сразу бросилось в глаза. Многие с их помощью стали улаживать свои дела, минуя законы и правила. Сложилась ситуация, когда ни чиновник, ни гражданин не могли упрекнуть друг друга в чем-то. Это не могло не отразиться на психологическом и нравственном климате в стране.
…При неблагополучии в обществе первой поднимает голову преступность. Как ни горько это говорить, но за последние пятнадцать лет мы превратились в страну, в которой ни один человек не застрахован от преступника. Появились простые граждане, которые уже вступили или собираются вступить в Союз охотников с дальнейшим приобретением оружия. Но не для охоты, а для того, чтобы иметь зарегистрированный ствол для самообороны.
Воровство на любом уровне стало для нас привычным делом, мы обворовываем друг друга, наших гостей, отдыхающих.
Но что каждый из нас лично сделал, чтобы снизить преступность? Поговорили с сыном, племянником, другим родственником, соседом?
Молчат общественные, политические организации. Не замолвит слово на эту тему наша интеллигенция ни в СМИ, ни в разъяснительных беседах в селах и городах республики. Мы совсем забыли об уважаемых веками в Абхазии старейшинах, которые могли бы внести свой вклад в положительные изменения в обществе. Разве мы не встаем с места, когда они появляются? Так что мешает нам их выслушать?
Старейшины абхазской диаспоры в Турции, видя, какой бедой стала стрельба на свадьбах (несколько человек ранено, убито), собрались и призвали своих соотечественников больше этого не делать. С того момента на абхазских свадьбах стало тихо. Министр МВД Турции выразил благодарность и свое уважение к этому решению.
Не оправдали себя родовые сходы, после которых в обществе могли бы появиться положительные решения. Один пример. Когда собралась уважаемая большая фамилия, в село приехали на джипах молодые родственники, находящиеся не в ладах с законом. Их встретили с почетом, говорили обо всем, но только не о неприятном. А как иначе? Эта «бригада» для своей фамилии пробьет любую стену.
Наше волнение в связи с преступностью переходит зачастую в ругань в адрес власти, правоохранительных органов. Но то, что ситуация такова, виноваты прежде всего мы сами. По некоторым данным, за человека, нарушившего закон, чтобы его не наказывали, просят 50 % самих чиновников. Ещё 30 % просителей – родственники и знакомые, которые «хорошо знают больших и влиятельных людей». Как вы думаете, сможет МВД, Генпрокуратура, суды выдержать такое давление?
Стоит ли удивляться, что жизнь «по понятиям» у нас становится популярнее и отвоевывает у населения веру в ЗАКОН.
Наши поступки, замешанные на желании обогатиться любым способом и даже за счет других, привели к ситуации, в которой мы до сих пор не разобрались: а все-таки, что нам надо?
Если коснуться руководителей нашей республики за последние 30 лет, то мы всегда ими недовольны. Ни правительством В. Хинтба, ни Б. Адлейба, ни В.Хишба. Когда пришел к руководству страной В.Ардзинба, стали от радости бить в барабаны. Потом, забыв про всякий особый менталитет и национальный этикет, стали затаптывать его – больного человека.
На первых всенародных выборах избрали С.Багапш. Били в литавры. Спустя время, не стесняясь в выражениях, открыто ругали его за якобы слабовольные решения и поступки. «Нам нужен сильный Президент, чтобы покончить со всеми безобразиями в стране!» – сказали мы и выбрали А.Анкваб. Ему вообще ничего не говорили. В него просто стреляли. Так кто же нам нужен?
Если проследить все приходы и уходы наших президентов, развитие нашего общества, то видно, что Абхазия остается в поле зрения мировых держав. Нам стараются не мешать жить и развиваться в определенных рамках. Но за нашу страну идет постоянное сражение. За двадцать лет наше общество досконально изучено. Заинтересованные страны знают все наши минусы. Они существенны. Именно с их учетом создаются различные программы, которые направляются для «влияния на население».
Когда-то ответственный работник миссии ООН в Абхазии сказал: «Даст трещину фундамент, а двери, окна и крышу снести уже не будет проблемой».
Террористические акты, направленные на Президента РА А.Анкваб, это – серьезный удар по всем нам. Проверка на прочность.
Встречаясь с людьми, убедился, что мы ещё не разучились думать и размышлять, а значит, есть пока потенциал, чтобы направить все в нужное русло.
Причины, которые нас привели к сегодняшнему положению, мы породили сами. И исправлять должны без других.
В мировой истории масса примеров, когда у народа, который рассчитывает на свои силы, есть шанс выйти на самостоятельную дорогу. Тех, кто начинает топтаться на месте, обычно прибирают к рукам. Грузия и её друзья выработали очередной план по вовлечению Абхазии в орбиту влияния. Специалисты работают не на нас, а на наших детей и внуков, которые не будут так трагично воспринимать период 1992-93 гг.
Пример: в марте с.г. я провел опрос среди 60 детей, которые учатся с 1-го по 6-й классы в наших городских школах. Никто не смог назвать фамилии Героев Абхазии, рассказать о мартовском наступлении, сбитом вертолете в с. Лате и т.д. Только двое высказали предположение, что война народа Абхазии началась 30 сентября 1993 г. Наши заингурские соседи пристально наблюдают за нашим движением вперед. Очень радуются, когда мы делаем ошибки, особенно в отношении молодого поколения. Оно для них самый необходимый материал для достижения целей. Как сообщил телеканал «Рустави-2», США построили в Западной Грузии бактериологическую лабораторию для выращивания и проверки овощей, а также по производству другой продукции. По имеющимся данным, 90% зелени и овощей и 30% наркотиков поступает в Абхазию из-за Ингура.
Политические игроки крупных держав за последние десять лет сделали выводы, что для решения проблем можно обойтись без силы. Главное – подготовить почву. Они знают: когда она рыхлая, на ней любое семя даст всходы.
Оправдывая свои действия или бездействие, мы ссылаемся на отсутствие особой, направляющей идеологии. Она же возникла сразу после 30 сентября 1993 г. и была проста по жизни – работать. Работать на страну. Работать самому.
Взрастить крепкое дерево страны мы обязаны сами.
Люди высказывают предложения, которые должны привести к положительным переменам в обществе:
– заканчивать с круговой родственной порукой;
– для обновления кадров приглашать наших соотечественников и специалистов из России;
– нужны незнакомые лица, которые профессионально знают цели и задачи;
– не бояться приглашать инвесторов, совместно с ними организовывать производства, куда пойдет работать местное население;
– «проколовшихся» чиновников необходимо снимать с занимаемых должностей с обязательным возвратом денег;
– необходимо издать закон, разрешающий иностранным гражданам без предоставления гражданства покупать недвижимость, но платить им налоги больше, чем местным людям.
Юрий Кураскуа
http://www.gazeta-ra.info/index-1.php?ELEMENT_ID=5061
Добавил: Admin
Источник: Взрастить крепкое дерево стран
Просмотров: 2566
Дата публикации: 20.11.2012 г.
Вернуться к списку новостей
Источник: Взрастить крепкое дерево стран
Просмотров: 2566
Дата публикации: 20.11.2012 г.
Вернуться к списку новостей