Общественно-политическая газета «Независимая республика».
Общественно-политическая газета «Независимая республика».
Большое интервью о причинах, следствиях и путях выхода из общественно-политического кризиса в стране с председателем РОО «Новый курс», кандидатом исторических наук Эрастом Агумава.
Вопрос - Недавно в газете «Республика Абхазия», вышло интервью, в котором Вы заявили о создании общественной организации «Новый курс». Там же Вы затронули и тему кризиса, обозначив основными источниками этого явления, сложившиеся после окончания войны общественные отношения, а также действующую модель правления в государстве. Почему Вы считайте, что именно эти два фактора являются основными причинами кризиса в стране?
Ответ – Для того чтобы предметно ответить на этот вопрос, необходимо безусловно осветить некоторые важные детали из истории становления абхазской государственности на современном этапе, поскольку любое явление, в том числе и кризис, имеет свои истоки. Сегодня, по всей видимости, общественно-политическая ситуация в стране стала вновь обостряться и по этой причине дилемма о возможных путях выхода из кризиса, приобретает чрезвычайное значение для нашего государства, поскольку, не разобравшись в происхождении этого недуга, невозможно будет его в будущем преодолеть. Отмечу, что в стране уже давно сложилось устойчивое ощущение того, что мы попали в некий замкнутый круг, в своеобразную парадигму, из которой никак не можем выбраться, чтобы начать последовательно решать все значимые государственные задачи, ради которых были отданы в разные периоды столько сил.
Сейчас же не уходя далеко в историю, напомню вам лишь некоторые детали, которые, на мой взгляд, позволят пролить свет на истоки кризиса в Абхазии, обозначив его истинные причины. Нет сомнений в том, что нынешний кризис берет свое начало с момента распада Советского Союза и окончания грузино-абхазской войны, когда нашему народу представился исторический шанс построить независимое государство. В момент прекращения существования СССР, нам, как и другим советским республикам предстояло принять новую форму государственного устройства, а также новую модель правления, поскольку жить по старым правилам диктатуры пролетариата уже не представлялось возможным. Главной целью высшего руководства Абхазии того периода, было сформировать такую архитектуру государственной власти, которая смогла бы заложить прочную основу стабильной политической системы для того, чтобы иметь возможность в будущем последовательно развивать государство. Конечно же, идеальных моделей правления в истории человечества нет, в любой системе есть свои изъяны и по этой причине, нам предстояло тогда определить наиболее дееспособную форму правления, с учетом государственно-исторических традиций нашего народа, для эффективного решения стоящих перед государством задач. Стоит отметить, что процесс трансформации и перехода от советского конституционного строя к демократической системе государственного управления протекал у нас тогда довольно болезненно, что было обусловлено последствиями тяжелой войны, блокады, экономического кризиса и на этом фоне ухудшения социальных условий населения. Это обстоятельство во многом и предопределило принятие действующей модели правления с широкими президентскими полномочиями. С принятием же Конституции в 1994 году, Абхазия, стала демократической республикой основанной на разделении трех ветвей власти. Что же касается модели правления, то мы перешли от парламентской системы управления, независящей от воли и решения одного человека, где действовал важнейший принцип первый среди равных, и в этом смысле был некий баланс, в том числе и в принятии решений, к президентской, наделив главу государства широчайшими полномочиями. Тем самым, сконцентрировав значительную государственную власть в одних руках. Именно с этого момента и произошел тот самый сбой и дисбаланс в системе управления, который мы так и не сумели преодолеть, породив череду непрекращающихся кризисов, который стал со временем только набирать силу и усугубляться, вследствие жесткой внутриполитической борьбы. Напомню и тот факт, что в период работы конституционной комиссии по реформированию модели государственного управления, в среде депутатов Верховного Совета Абхазии I созыва начались острые споры по поводу представленного проекта. Часть депутатов обосновывала свои опасения тем обстоятельствам, что без разумного паритета ветвей власти, государственный механизм не будет работать должным образом, приведя страну к противостоянию, став крайне опасным явлением для молодого государства. Возможно, что с учетом тогда большого спектра внутренних и внешних угроз, с которыми столкнулась наше государство, концентрация тогда властных полномочий Президента, было правильным решением, когда нужна была жесткая вертикаль государственной власти, но как показала практика, без разумного учета баланса сил ветвей власти решать задачи государственного строительства стало крайне непросто. Здесь мне хотелось бы обратить ваше внимание еще на одну важную деталь. После распада СССР, когда Абхазия оказалась в новых реалиях, а советская партийная система управления перестала действовать, нашей стране удалось пройти сложнейший предвоенный, военный и первый послевоенный год именно с парламентской моделью правления, которая показала свою стабильность и эффективность в решении важнейших государственных задач в непростых условиях. Теперь делайте выводы сами.
Вопрос – То есть Вы считайте, что действующая форма правления, вызвавшая в стране системный кризис, является не эффективной? В чем конкретно Вы видите ее изъяны?
Ответ – В этом нет никаких сомнений, жизнь это показала. Кризис давно очевиден в разных направлениях государства. Не стану сейчас затрагивать правовой аспект вопроса неэффективности модели правления, механизмов взаимодействия ветвей власти, их влияния друг на друга как де-юре, так и де-факто, где давно очевиден системный дисбаланс, поскольку это тема требует отдельного разговора. Отмечу лишь некоторые изъяны президентской формы правления, и что она собой представляет. Как я уже выше отметил, действующая Конституция наделила главу государства таким широким спектром правовых инструментов, которые позволяют ему практически без особых усилий провести или заблокировать любой вопрос и решение в стране, в том числе и вопреки мнению общественности. Тем самым, президентская власть, вследствие дисбаланса системы, а также в отсутствие элементарных правовых механизмов, таких как импичмент Президента, стала фактически безграничной и бесконтрольной как со стороны законодательной и судебной ветвей власти, так и со стороны общества. Этот факт, бесспорно, уже давно создает политическую нестабильность в государстве, которая рано или поздно может привести нас к нехорошим последствиям. Безусловно, для решения острых внутриполитических конфликтов в рамках правового поля необходимо принять, в том числе и другой не менее важный правовой акт, как роспуск Парламента, что придало бы паритет и стабильность всей политической системе в целом, но это уже другой вопрос.
Теперь мне хотелось бы привести еще один немало важный порок нынешней модели правления, опять-таки с учетом внутренней ментальности и других важных аспектов общественного уклада нашего народа, приведу пример. Общеизвестно, что кандидат, победивший на президентских выборах, приходит на эту должность уже с большим грузом финансовых, политических, кадровых и иных обязательств, которые он обязан дать определённому кругу лиц поддерживающих его сторонников, в самом начале своего выдвижения, тем самым изначально попадая в рамки. Взятые обязательства вынуждают впоследствии главу государства действовать в интересах данных кругов. К примеру, продвигая на те, или иные должности знатных неучей, людей зачастую далеких от государственной деятельности ввиду отсутствия у них должного образования, элементарного ума, солидности и компетентности, а также личного общественного авторитета, благодаря тем качествам, которые позволяют им претендовать на разные ответственные должности в стране. Многие представители данных кругов, претендующих на ответственные должности, зачастую приходят в коридоры власти прямо из улицы, что в том числе породила нынешняя система власти в республике. Более того, эта модель управления, фактически исключает единого подхода к работе всех членов команды, собранных по обязательствам, поскольку каждый ее представитель с первых дней своей деятельности начинает руководствоваться личными интересами, тогда как общественные и государственные задачи отходят далеко на задний план, превращаясь в пустую формальность. Общий уровень политической культуры в стране опущен до плинтуса. Таким образом, приведя Президента к власти, и пользуясь его фактически безграничными правовыми инструментами, эти деятели, несмотря на низкий уровень своей компетентности, начинают решать значимые государственные вопросы в стране, расставляя при этом на менее важные должности еще и свои полуграмотные креатуры, а как известно, кадры решают все. Окружив плотным кольцом заветное президентское кресло, сосредоточившее в себе всю полноту государственной власти, и получив политическую индульгенцию сроком на 5 лет, можно фактически бесконтрольно осуществлять в стране любую деятельность, в отсутствии должного механизма контроля со стороны других институтов власти, а тем более общества. Пресловутые обязательства, породили вседозволенность, безнаказанность, самодурство и коррупцию. Результаты такой деятельности для страны закономерны. В нынешней модели правления сам Президент, становится в некотором смысле заложником этой системы, поскольку его колоссальные полномочия, во внутренней и внешней политике, кадровых назначениях практически всех уровней, финансово-экономические рычаги, и как результат огромное влияние на законодательную и судебную ветви власти, делают президентский институт, предметом острых противоречий и раскола в обществе. К сожалению, надо признать, что в сложившихся политических реалиях остановить эту порочную парадигму в условиях существующего дисбаланса практически невозможно, если только ее кардинально, в рамках правового поля не сменить.
Вопрос – В том интервью Вы также отметили, что одним из источников кризиса являются и общественные отношения, что Вы имели виду?
Ответ – Все верно. Дело в том, что после распада Советского Союза и образования независимых государств, нам предстояло помимо становления органов государственной власти, заложить и новый общественный договор, правила и порядки, которые были бы понятны каждому гражданину Абхазии без исключения. К сожалению, после окончания войны нам это не удалось сделать в полной мере, поскольку у каждого оказалась своя правда, элементарные человеческие правила общественных отношений, определяющие нормы поведения в обществе, перестали работать, что со временем привело нас к беззаконию и безнаказанности. Вольные правила, и порядки явились основополагающим источником кризиса в государстве. Не сумев заложить регуляторные общественные механизмы, мы впоследствии приравняли порядочного человека и мерзавца, интеллигента и хама, образованного и неуча, тем самым предопределив кризис в стране. Принятая же модель правления только кратно усилила состояние коллапса и вседозволенности в обществе в силу разных причин. Многие ответственные и порядочные люди с течением времени стали терять веру в справедливые общественные нормы, что вызвало в народе разочарование, а затем и недоверие, в первую очередь к ответственным общественно-политическим силам и видным деятелям в стране, которые так и не смогли заложить справедливый фундамент общественных отношений. В этом отношении нынешний кризис вобрал в себя большой элемент общественного недоверия и сомнения даже в самые правильные и полезные идеи, которые сегодня декларируют разные политические силы в республике, что является ключевым фактором нынешнего коллапса в государстве. Сегодня люди просто перестали кому-либо верить, поскольку политика как оказалась, стала лишь мелким интересом, а институты государственной власти превратились в конъюнктурные инструменты, используемые исключительно в личных целях.
Вопрос – Какие тогда пути выхода из кризиса Вы видите, что предлагает «Новый курс»?
Ответ – Во-первых, нам следует осознать, что действующая модель правления неэффективна и больше не способна дать стабильность государственной власти для спокойного развития республики. Во-вторых, в состоянии перманентного коллапса, вольных общественных отношений, породивших беззаконие, безнаказанность и безответственность жить так дальше уже не получится, в силу в первую очередь изменений внешних факторов среды. К сожалению, не приняв своевременно реформы, требующие совершенствования законодательства в первую очередь в сфере эффективного государственного управления, мы с каждым годом, только усугубляли свое положение, подойдя к определённой, рубежной черте. Сегодня уже сами обстоятельства обязывают нас перестроиться, поменять механизм работы всей системы государственной власти, что необходимо осознать каждому здравомыслящему человеку. Нынешний кризис, это шанс для будущих преобразований. Подчеркну, что важным препятствием на пути развития Абхазии, помимо недееспособной системы власти, является и отсутствие системного, программно-целевого подхода к решению проблем, а также, безусловно, кадровая политика государства, которая породила многих случайных людей в коридорах власти.
В этой связи, «Новый курс» считает, что до начала новых президентских выборов следует реформировать систему государственной власти, без потрясений и резкой смены социально-политического порядка, которые сейчас могут быть крайне болезненны и опасны для нашей государственности. Это на наш взгляд, первая и самая важная задача на этом этапе, поскольку проведение президентских выборов с действующей моделью правления, только усугубит и без того непростую ситуацию в стране. Именно с этой ключевой конституционной реформы, с изменения работы институтов государственной власти, а также реформирования избирательной системы, мы связываем начало преобразований в стране. Безусловно, следует также принять такие важнейшие правовые акты как импичмент Президент и роспуск Парламента, что позволит решать все острые противоречия исключительно в рамках правового поля, при помощи законных механизмов. Эти первоочередные реформы придадут стабильность политической системы, ее прозрачность, открытость, публичность и самое важное подконтрольность власти со стороны общества, что крайне необходимо при демократическом устройстве государства. Более того, считаем, что это придаст и импульс партийному строительству, иной кадровой политике, здоровой политической культуре в стране, повысив и степень ответственности чиновников за принимаемые решения. Все обозначенные выше первоочередные шаги позволят начать процесс оздоровления государственного механизма, что позволит нам преодолеть системный кризис в стране. Последующие важные реформы в разных сферах и направлениях, административной, социально-экономической, правоохранительной и так далее, это лишь второй этап проведения необходимых государственных реформ. Надо, наконец, принять, что никакой последующий руководитель государства в сложившихся условиях парадигмы, не сможет решить накопившиеся проблемы, а смена политических фигур, без изменения государственной системы управления ничего Абхазии не даст. Только новая модель правления, в которой главным вершителем права будет выступать сама система государственной власти, а не отдельная личность, пользующаяся безграничными правовыми инструментами, принимая зачастую решения с учетом и в угоду интересов отдельных групп, а не всего общества, может дать Абхазии шанс на стабильное и достойное развитие государства. Когда ее каждый гражданин, вне зависимости от социального положения и статуса в обществе, будет равен перед законом, а правила и порядки общественных отношений будут иметь справедливые основы. Ведь известно, что благополучие и внутренняя стабильность любого государства держится на двух основополагающих точках опоры, стабильных институтах государственной власти и на устойчивых правилах и порядках в обществе, которые понятны и едины для всех. По этой причине, крайне важно чтобы ответственная государственная элита внимательно наблюдала за развитием общественных процессов, приспосабливая к ним политическую систему в стране, поскольку Конституция и другие значимые правовые акты должны соответствовать духу времени. Только так возможно избежать потрясений и глубокого кризиса в государстве. Безусловно, «Новый курс» имеет свое видение по вопросу архитектуры государственной власти, которое мы в свое время обязательно представим широкой общественности. Сегодня лишь скажу о том, что на наш взгляд, в новой модели правления, назначения руководителей важнейших органов государственной власти, таких как Генеральный прокурор, Председатели Контрольной палаты, Верховного суда и Национального банка, а также, Директора государственного телевидения и Главного редактора государственной газеты «Республика Абхазия» должны проходить в Парламенте страны, без представления Президента и влияния на них со стороны исполнительной ветви власти.
Вопрос – Выходит так, что «Новый курс», который сегодня не связан ни с властью, ни с оппозицией, как Вы заявили ранее, является третей силой? Кто входит в Вашу организацию?
Ответ - Ни в коем случае, это очень громко звучит, третья сила. Мы сегодня лишь хотим предложить обществу пути выхода из кризиса, поскольку не можем безразлично наблюдать за непрекращающимся противостоянием и системным кризисом в государстве, который в итоге может привести нас к тяжелым последствиям. Для того чтобы желать своему государству процветания, неужели надо обязательно быть сторонником каких-либо политических сил в стране? Мы так не думаем. Мы готовы работать со всеми, кто будет разделять нашу точку зрения и подходы к решению важных государственных задач в интересах Абхазии. Что же касается того, кто входит в организацию, то это наши с вами сограждане, которые переживают за будущее государства, многие из которых до этого момента, не принимали активного участия в общественно-политической жизни страны в силу разных причин, но сейчас наверно время подошло поэтому и была создана общественная организация «Новый курс».
Беседу вел Юрий Кураскуа.