Абхазия должна владеть инициативой в черкесском вопросе
Абхазия должна владеть инициативой в черкесском вопросе
Этой теме во вторник 2 октября была посвящена пресс-конференция в АРСМИРА кандидата социологических наук, советника президента Всемирного конгресса абхазо-абазинского (абаза) народа, координатора Международного движения по защите прав народов Беслана Кобахия.
В абхазо-адыгском мире Абхазия, – сказал он, – единственное признанное государство. В трудную минуту адыги первыми встали рядом с народом Абхазии. Большую помощь оказывала зарубежная черкесская диаспора, привлекая внимание международного сообщества к трагедии, которая происходила в республике. Все послевоенные годы черкесы всегда были рядом с абхазами. Будучи независимым государством, Абхазия должна более уверенно играть свою роль в черкесском мире, способствуя процессам взаимопонимания и взаимопомощи в регионе. Абхазо-адыгское братство нужно подкреплять реальными делами.
Мы все эти двадцать лет считали наше братство с адыгами само собой разумеющимся фактом и особо не задумывались над теми процессами, которые происходят, – сказал Б. Кобахия. – Сегодня черкесский вопрос используется в мире как инструмент антироссийской политики. Достаточно сказать, что известные американские фонды поддерживают Грузию. Парламентом этой страны был признан геноцид черкесского народа, выделены очень серьезные средства на организацию международного центра черкесской культуры в Тбилиси, расписана программа действий фонда, где работают специалисты на постоянной платной основе.
Черкесы понимают, что мотивация грузинского Парламента по признанию геноцида — корыстная, но, несмотря на это, они благодарны Грузии за этот шаг.
По мнению Беслана Кобахия, нужно совершенствовать законодательство Абхазии, сделать его одинаково комфортным для всех абхазо-адыгов. Вариантов решения этого вопроса — масса, к примеру, можно принять закон о соотечественниках.
Он также напомнил о предложении, прозвучавшем на митинге в поддержку черкесов Сирии 23 сентября в Сухуме, а именно: внести изменения в закон о гражданстве, дающие возможность представителям адыгского этноса получать гражданство Абхазии в упрощенной форме.
– Я понимаю опасения, которые возникают при обсуждении этого вопроса, нас пугают тем, что к нам хлынет толпа людей. Хочу опустить таких людей на землю. Во всем мире абхазов порядка миллиона человек, сколько человек репатриировалось сюда за двадцать лет? Нигде в мире репатриация из чувств высокого патриотизма не происходит. В результате Русско-Кавказской войны девяносто процентов населения Черкесии оказалось за пределами своей Родины, оставшийся на территории России черкесский народ был разделен на несколько субъектов Российской Федерации. Ареал проживания черкесов – это Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский и Ставропольский края. В паспортах в графе «национальность» писалось: адыгеец, кабардинец, черкес. Но черкесам не нравится такое разделение, они просят называть их адыгами.
По словам Беслана Кобахия, сегодня идет процесс самоидентификации черкесской нации как единого целого. Он считает, что российское руководство упускает многое в этом вопросе, полностью уступая инициативу Западу.
До сих пор нет реакции Москвы на обращения черкесов по признанию геноцида. Примером для власти России может служить решение бывшего президента РФ Бориса Ельцина, который «нашел в себе мужество и принес извинения кавказским народам за политику царизма, что стало отправной точкой в процессах, которые начались в черкесском народе».
Когда в законе о гражданстве РА были выделены абазины, авторы этого документа полагали, что это поможет ускорить репатриацию; всех адыгов и не стали вписывать, как объясняют сейчас разработчики закона, ибо не были уверены в их положительной реакции: вдруг они решили бы, что это может помешать укреплению их позиций на собственной родине – на Северном Кавказе.
Б. Кобахия хотел бы, чтобы в Абхазии была выработана четкая программа по репатриации соотечественников.
Люди не будут просто сюда переезжать, нужно использовать инструменты, которые существуют в мире. Нужны усилия по организации процесса репатриации и социальной адаптации соотечественников. В Абхазии хорошо помнят, как происходило переселение грузин, какие методы применялись…Чтобы помочь адаптации репатриантов, необходимо создать условия для комфортного проживания, льготное кредитование, освобождение от налогов.
Нужно не закрывать вузы, а наоборот, открывать. Беслан Кобахия предлагает открыть «Абаза-университет» в Ткуарчале, это, по его мнению, оживит город, который стоит на пороге вымирания.
– Молодежь приедет учиться со всего Северного Кавказа. За пять лет обучения она адаптируется к местной культуре, выучит абхазский язык, завяжется дружба. Кто-то из молодых людей поженится, останется здесь. А тот, кто уедет, все равно никогда уже не потеряет связи с Абхазией. До двух тысяч студентов – и молодая энергия вольется в этот город.
Б. Кобахия считает целесообразным создать в МИДе Абхазии департамент по Северному Кавказу, тем более что во внешнеполитическом ведомстве это направление считают важным – в недавнем интервью замминистра Ираклий Хинтба сказал о том, что продумывается формат, который позволит уделять больше внимания нашим отношениям с черкесами.
Беслан Кобахия с удовлетворением отметил, что руководство Абхазии готово помочь в организации и проведении Всемирного конгресса абхазо-абазинского (абаза) народа, который намечен на ноябрь этого года.
По его убеждению, Парламент Абхазии должен выразить свое отношение к геноциду братского народа. Это — тот вопрос, который возникает у адыгов к абхазам.
– Заявление о признании геноцида черкесского народа нашим Парламентом способствовало бы исчезновению некоторой подозрительности со стороны наших братьев-адыгов. Их все время провоцируют, особенно грузины, пытающиеся посеять рознь между абхазами и черкесами. Мы же должны взять инициативу в свои руки.
Он подчеркнул, что нынешняя Россия не несет ответственности за произошедшее в XIX веке. Это была политика царского правительства, но власть России должна признать геноцид, как она признала трагедию в Катыни, где были расстреляны польские офицеры. Президент РФ Дмитрий Медведев признал этот факт и передал полякам архивы.
– Признав свою вину за Катынскую трагедию, Россия перевернула печальную страницу в отношениях с Польшей, а это, в свою очередь, позволило снять напряженность и развивать дружеские отношения между народами этих стран.
Беслан Кобахия особо выделил людей во властных структурах России, которые действительно переживают за свой народ и пытаются все для него сделать, это глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков и член Совета Федерации России от КБР Альберт Кажаров.
На вопрос о том, что ему известно о положении сирийских черкесов, Беслан Кобахия сообщил, что готовился переезд 120 человек на самолете, который должен был прилететь в сухумский аэропорт, не получилось. Рассматривался вариант посадки самолета в России, но потребовались транзитные визы. Главное же препятствие, как считают в МИДе Абхазии, – это нежелание сирийского руководства выпускать людей в большом количестве.
Представители Международного движения по защите прав народов ведут переговоры с сирийским послом в Москве. Посла просили оказать помощь в перевозке людей кораблем, а также разрешить абхазской стороне вылететь в Дамаск для встречи с официальными лицами. Посол пообещал помочь и заверил их в том, что делегация может рассчитывать на встречу с министром информации Сирии, возможна встреча с президентом Башаром Асадом. Координатор Международного движения по защите прав народов сказал, что все свои действия они будут согласовывать с МИДом Абхазии.
Информация, которой располагает Б.Кобахия по Сирии, отличается от того, что сообщил представитель Абхазии в Сирийской Арабской Республике Шараф Абаза (Маршан), который находился в праздничные дни в Сухуме. По словам последнего, режим Асада пользуется доверием у подавляющего большинства населения, а против него воюют бандиты. По другим источникам, в Сирии идет полномасштабная гражданская война, ситуация ухудшается с каждым днем, есть опасность распада сирийского государства.
Б.Кобахия считает, что не стоит ожидать массового переселения абхазов, живущих в Сирии, на историческую родину.
– Большинство беженцев не стремятся ни в Абхазию, ни в Россию. В основном они переезжают в Турцию, на Ближний Восток. На 200 тысяч черкесов в Сирии абхазов, по словам Шарафа, всего одна тысяча человек, из них около 400 человек хотят приехать в Абхазию.
Необходимо учитывать, что у Абхазии каждый день возникают новые риски, а прочный абхазо-адыгский мир послужит опорой абхазского государства.
– Если Саакашвили был нерукопожатный, то с новым руководством Грузии будут вестись переговоры. Не думаю, что Россия нас сдаст, но какие-то проблемы у нас могут возникнуть. Мы должны выстраивать политику, исходя не из сегодняшнего дня, а смотреть вперед и предугадывать какие-то вещи. В этом вопросе мы должны владеть инициативой… Нужно создать Международный центр абхазо-адыгской культуры, проводить систематическую политику государства, направленную на развитие и укрепление отношений Абхазии с братскими народами Северного Кавказа, – резюмировал Беслан Кобахия.
Присутствовавший на пресс-конференции глава Комитета по образованию, науке, культуре, религии, делам молодёжи и спорту Парламента Ахра Бжания сказал:
– Сегодня Абхазия в силу того, что она — признанное государство, в каком-то смысле должна стать идейным локомотивом абхазо-адыгского мира. И мне кажется, что у нас есть шанс построить надгосударственное объединение, которое очень эффективно обслуживало бы интересы всех абхазо-адыгов, проживающих в разных местах – в России, Малой Азии, Средиземноморье, Европе... Это удалось армянам, итальянцам, евреям, может, удастся и абхазо-адыгам.
Елена Лолуа
ЭХО АБХАЗИИ, 09.10.2012
http://era-abkhazia.org/data/echo/2012/echo_31.pdf
http://www.abkhaziya.org/server-articles/article-301d4f5879e1d059dcf3358da7f0711a.html