Слушания по теме«Стратегия внешней политики Республики Абхазия»
АПСНЫПРЕСС
В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РА ПРОШЛИ СЛУШАНИЯ ПО ТЕМЕ «СТРАТЕГИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ»
В Общественной палате РА прошли слушания по теме «Стратегия внешней политики Республики Абхазия».С основным докладом выступил заместитель министра иностранных дел Ираклий Хинтба. В обсуждении участвовали секретарь Совета Безопасности РА Станислав Лакоба, представители гражданского общества. Перед началом работы все присутствовавшие минутой молчания почтили память юного Еслама Ладария, страдавшего лейкемией и лечившегося в Италии. К сожалению, врачи не смогли спасти мальчика, средства на лечение которого собирали по всей Абхазии.
Встречу открыл Ираклий Хинтба, который в деталях рассказал о работе МИД Абхазии и основных положениях стратегии внешней политики страны. «Внешнеполитическая проблематика представляет интерес для всех слоев абхазского общества, что привлекает к МИДу пристальное внимание. Сегодня отсутствует формально закрепленная внешнеполитическая концепция, которая бы обозначила принципы и основные направления внешнеполитической деятельности. После августа 2008 года и последовавшего признания независимости Абхазии встала необходимость концептуально оформить то, что мы понимаем под стратегией внешней политики, – сказал он. – Ожидается, что в декабре Президент Анкваб обратится к Народному Собранию с Посланием, в котором могут быть обозначены основные направления и принципы внешнеполитической деятельности, что послужит основой для нашей работы над концепцией.
Важно отметить, что внешнеполитические решения имеют два институциональных уровня: международно-политический и внутриполитический. Все решения на международном уровне должны соответствовать интересам страны и удовлетворять ключевые внутриполитические силы. В условиях, когда Абхазия не обладает широким международным признанием, внешние факторы влияют на внутреннее развитие страны и приобретают особый смысл и значение для широких слоев населения. Сегодня нередко раздается необоснованная критика в адрес внешней политики государства, поэтому важно поговорить об основных параметрах внешнеполитической деятельности, чтобы избежать недопонимания и спекуляций».
Он рассказал о структурных изменениях в работе МИДа, которые произошли после прихода нового руководства. В ведомстве были открыты территориальные отделы, которые занимаются сбором и анализом информации, разработкой основных направлений деятельности по различным регионам. Это отдел Ближнего Востока (Турция, Иран), отдел Европы, США и Канады, отдел России, стран СНГ и Грузии и отдел Латинской Америки и стран азиатско-тихоокеанского региона. Организован политический отдел, который только формируется. На 40% был обновлен кадровый состав министерства, вводятся новые формы отчетности, приведен в порядок документооборот. В основе работы МИДа должны присутствовать принципы уважения к Абхазии (например, письма с грузинской версией абхазской топонимики больше МИДом не рассматриваются) и государственный подход (не допускать промахов и ошибок в документах, наладить всю организационную работу). Особое внимание уделяется информационной работе: открыт новый сайт МИДа на шести языках, в ближайшее время добавятся еще два языка (польский и арабский). Запущен еще один сайт «ProAbkhazia», где публикуется вся аналитическая и новостная информация об Абхазии, которая выходит в разных странах. МИД избрал стратегию «постоянного напоминания о себе». Она заключается в том, что практически ежедневно каждый территориальный отдел направляет ноты в соответствующие страны, обычно это поздравления с праздниками и историческими датами. «Мы не всегда получаем отклики, но уверены, что со временем эта работа даст результат», – сказал Ираклий Хинтба.
Цели внешнеполитической деятельности МИДа – это та тема, которая должна обсуждаться обществом. Их не мало: обеспечение безопасности страны; сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности Абхазии, что необходимо для социального и интеллектуального роста страны и создания благоприятных условий для укрепления конституционного строя и демократических основ (прав и свобод человека); продвижение процесса международного признания; развитие стратегического партнерства и полномасштабного сотрудничества с Россией; полномасштабное урегулирование грузино-абхазского конфликта на основе международного признания независимости Абхазии; защита прав и интересов абхазских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом; поддержка и укрепление положительного имиджа Абхазии; выстраивание долгосрочного сотрудничества с теми странами и межгосударственными объединениями, которые пока не признают независимость Абхазии. В числе векторов внешнеполитической деятельности названы: прежде всего, российский, а также латиноамериканский, азиатско-тихоокеанский, европейский, ближневосточный. Кроме того, было названо «конфликтное» («грузинское») направление.
Реализация задач внешней политики возможна не только на уровне государства. В Абхазии есть неправительственные организации, творческие коллективы и группы, отдельные люди, обладающие авторитетом. Все они могут внести свою лепту в этот процесс.
МИД РА активизировал институт почетных консулов, они уже работают в некоторых странах Европы – в Италии, Великобритании, Сан-Марино. Для этого не требуется согласие принимающей стороны, а почетные консулы – это известные люди, готовые помогать Абхазии.
О грузинском факторе внешней политики сегодня в обществе много говорят и спорят. Есть точка зрения, что грузино-абхазского конфликта больше не существует, что он завершен, а, следовательно, нет вопросов, которые с ним связаны. «После 2008 года была попытка не обращать внимание на то, что происходит в Грузии. В свое время в Абхазии проигнорировали и не отреагировали на официальном уровне на те документы, которые разрабатывались в Грузии («стратегия для оккупированных территорий», выдача нейтральных паспортов). Дискуссия по этим вопросам шла на международном уровне, а когда нас спрашивали, как мы можем на это отреагировать, мы отвечали, что нам это не интересно. В результате эти инструменты были введены в действие, и с их помощью Грузия активнейшим образом пытается влиять на нашу страну. Это произошло потому, что мы не отреагировали своевременно, не сказали миру, что эти предложения абхазское общество не примет, и это только усугубит ситуацию», - отметил Хинтба.
Что касается самого конфликта, то, по словам замминистра иностранных дел, «мы всегда относились к нему, как к межгосударственному».
«Сегодня с этим соглашаются только те страны, которые признали независимость Абхазии. Для всего остального мира он не только не межгосударственный, но зачастую и не этнополитический, а только политический. Грузия сегодня не признает существование грузино-абхазского конфликта; там считают, что есть только грузино-российский конфликт. Грузинские власти стремятся убедить весь мир в том, что абхазы хотят жить в Грузии, но «страна-оккупант» Россия якобы препятствует тому, чтобы абхазское население выразило интерес к проживанию в совместном государстве с Грузией. Мы же утверждаем, что наш конфликт этнополитический, и в нем есть мощный этнический фактор невозможности сосуществования в едином государстве. Это ценностный конфликт, конфликт идентичностей. Абхазский народ может проживать только в отдельном от Грузии государстве – вот наш сигнал международному сообществу. Утверждая, что конфликт завершен, мы подыгрываем грузинским властям. Это означает, что мы всего уже достигли, и нам ничего больше не нужно. Сегодня Грузия активизировала диверсионно-террористическую деятельность, она активно действует в идеологической и политической сферах и стремится уничтожить любые перспективы на легитимацию нашего статуса в мире. Завершенным конфликт будет тогда, когда Абхазия достигнет цели широкого международного признания и станет полноценным членом ООН», - подчеркнул Хинтба.
После августа 2008 года, по словам Хинтба, надо было трансформировать конфликт с учетом новых реалий (признания Россией независимости Абхазии) и резкого снижения уровня внешней угрозы благодаря российским гарантиям безопасности.
«С точки зрения Запада эта трансформация должна была означать невозможность урегулирования грузино-абхазского конфликта в рамках одного с Грузией государства. Единственный способ урегулировать конфликт – это признать независимость Абхазии. Надо было его трансформировать таким образом, чтобы он воспринимался как межгосударственный конфликт, который не может быть решен на основании принципа территориальной целостности Грузии. В отношении Запада к перспективам Абхазии пока очень мало изменений. В позиции Евросоюза по Абхазии произошла консервация, внешнеполитический контекст мало изменился, хотя очень сильно изменилась Абхазия. Конфликт продолжается, Грузия делает все для того, чтобы разложить абхазское общество и уничтожить национальный дух независимости, дешевыми приманками завлечь людей в Грузию», - сказал он.
Замминистра иностранных дел считает, что «сейчас конфликт находится в новой, не менее опасной стадии».
«К нам применяются более тонкие, более изощренные, более хитрые инструменты и технологии. Мы сегодня должны досконально знать все, что происходит в Грузии, чтобы противодействовать новым угрозам, - подчеркнул он. - Если же говорить о политических параметрах конфликта до августа 2008 г., то, безусловно, в «старой версии» он завершен с признанием Россией независимости Абхазии. Именно это имел в виду в своем интервью заместитель Министра иностранных дел РФ Г.Б. Карасин. Однако для обретения полноценной международной легитимации политического статуса Абхазии необходимо расширить число стран, признающих нашу независимость. Именно вокруг этой задачи сформированы политические рамки «новой версии» грузино-абхазского конфликта после августа 2008 г.».
Обсуждение доклада было оживленным, и все отмечали его информативность.
«Если мы говорим, что война не окончена, то это означает, что конфликт имеет место», - сказал секретарь Совета Безопасности РА Станислав Лакоба.
Надежда Венедиктова, член Общественной палаты РА поинтересовалась у Хинтба, следует ли из его доклада, что Запад остается главным адресатом наших попыток добиться международного признания?
Ираклий Хинтба ответил, что «европейский вектор очень важен для нашей внешнеполитической деятельности». «Абхазия исторически является частью Европы, и мы понимаем, что Европа – это очень важная сила сегодня. Невозможно добиться прорыва в процессе международного признания без обращения к Европе и без взаимодействия с ней. К сожалению, интерес к Абхазии у Европы в основном связан с грузино-абхазским конфликтом. Мы стараемся переориентировать наших европейских коллег на то, чтобы помощь, которая планируется для Абхазии, была направлена на развитие абхазского общества, а не укрепление мер доверия или что-то вроде этого. Как только Грузия видит, что Европа действует эффективно и политически приемлемо для нас, планирует проекты по развитию, тут же начинается блокирование этих инициатив и контактов. Они требуют, чтобы все решалось в Грузии, а мы выступаем только за прямые контакты с Европой», - сказал Хинтба.
Доказательством изощренности методов, которые применяет против Абхазии Грузия, по словам Хинтба, является «черкесский вопрос», который в последнее время много обсуждается. По его мнению, Тбилиси и его союзники, а также ряд интернет-провокаторов сделали многое, чтобы внести противоречия в абхазо-адыгские отношения. Он признал, что есть «и наши недочеты, и мы будем их исправлять, чтобы иметь возможность работать с обществом и доносить до людей нашу позицию».
«Для абхазов очень важно сохранить братские отношения с братскими народами, и абхазское государство подумает о разработке стратегии взаимодействия с северокавказским регионом России», - подчеркнул он.
«Люди понимают, что война продолжается, мирный договор не подписан. Несмотря на это наша граница с Грузией открыта, не пора ли нормализовать эту ситуацию?», - спросил член ОП РА Сурен Керселян. Он также считает, что армянская диаспора тоже могла бы внести свой вклад в продвижение интересов Абхазии.
Станислав Лакоба сказал о том, что предложение Совета Безопасности – закрыть границу. А Ираклий Хинтба добавил, что граница будет оборудована как государственная, закрыть границу - значит прекратить незаконное пересечение ее в обоих направлениях. По поводу усилий армянской диаспоры он сказал, что, «мы ждем предложений, и чем больше друзей будет у Абхазии, тем лучше».
Арда Инал-ипа, член ОП РА отметила, что «жители Абхазии в силу обстоятельств очень политизированы, люди интересуются внешней политикой и их надо больше информировать. Что касается российских дипломатов, то понятно, что они имеют в виду: вопрос политического статуса Абхазии решен окончательно и обратного пути нет. Встречающаяся в абхазском обществе точка зрения, согласно которой война между Грузией и Абхазией не завершена, но конфликта между ними нет, – в корне противоречива. К сожалению, в нашем обществе распространяется упрощенное представление о задачах и возможностях внешнеполитической деятельности. Надо рассказывать об истории нашей дипломатии, о том, какие были сложные моменты, тогда и сегодняшнюю политику можно будет оценивать более объективно".
Сократ Джинджолия, директор филиала некоммерческой организации Фонд развития «Институт Евразийских Исследований» в Республике Абхазия: «Утверждение о разрешенности конфликта – это упрощенный подход; он приводит к тому, что нам больше не к чему стремиться. На самом деле у нас очень много проблем, над которыми еще долго надо работать». Он порекомендовал МИДу разработать концепцию трансформации конфликта. Контакты абхазских граждан с Грузией, которые активизировались в последнее время, он назвал «процессами, которые нас не могут радовать». «Двоякого мнения тут нет, – сказал он, – враг был и остается».
Председатель Движения «Матери Абхазии за мир и социальную справедливость», член ОП РА Гули Кичба подчеркнула важную роль в информационном прорыве, которую играют неправительственные организации. «Мы недавно были в Сербии. Если бы нас там не было, то дискуссия пошла бы совсем в другом ключе, никто бы не узнал о нашей позиции, а мы говорили о том, какая у нас ситуация на самом деле», – сказала она.
По поводу встреч с представителями Грузии Ираклий Хинтба обратил внимание на формат этих встреч. МИД категорически против двусторонних молодежных проектов, он поддерживает региональный формат, в котором участвуют все страны Южного Кавказа, - сказал он.
Станислав Лакоба положительно оценил усилия МИДа и выбранный курс. «Был период непонятного заигрывания в МИДе, мы позволяли относиться к нам без должного уважения. Я против того, чтобы мы всегда говорили «нет», но и против того, чтобы всегда говорить «да», – сказал он. – Если мы четко обозначим свою позицию, тогда и с нами будут говорить по-другому. Что хорошего в том, что мы принимаем послов Грузии? Пусть приезжают представители, аккредитованные на всем Кавказе. Если бы была единая позиция в этих вопросах, то и ситуация сегодня была бы другой. Мы говорим, что конфликта нет, вот люди и рванули в Грузию. Мы сегодня не знаем, сколько выдано нейтральных паспортов, эта цифра засекречена. У меня был представитель международной организации и с ним был откровенный разговор. Он мне четко сказал, что людям, приезжающим на лечение, предлагают выбор: или платить за лечение, или становиться гражданами Грузии, и многие подписывают эти документы, все фиксируется. Их берут на учет, прикрепляют к ним своих людей, обрабатывают».
Содиректор Центра гуманитарных программ Батал Кобахия считает, что «мы стали заложниками политики двойных стандартов». «Мы постоянно слышим упреки в адрес любой действующей власти в том, что происходит в отношениях с Грузией. Между тем, эти отношения начались на следующий день после того, как на границе по реке Ингур мы установили абхазский флаг. У нас люди осуждают любые отношения с Грузией, а сами при этом ездят на машинах, которые завозятся из Грузии. Я не хочу говорить о тех, кто едет в Грузию, чтобы спасти своих близких, для кого это вопрос жизни или смерти. Я за то, чтобы мы обустроили границу, мы и так торгуем, пусть эта торговля будет легальной. Пусть государство само выявляет тех, кто едет с преступными целями», - сказал он.
Член Общественной палаты Руслан Хашиг уверен в необходимости принятия решения по вопросу грузино-абхазской границы на уровне правительства и Парламента. Касаясь поездок в Грузию, Хашиг процитировал Саакашвили, заявившего недавно в Зугдиди: «Не мы будем завоевывать Абхазию, а абхазы вернутся к нам». «У нас все общество знает, что осуществляется торговля с Грузией, а при этом мы делаем вид, что ничего не происходит, – сказал он. – Надо легализовать этот процесс, чтобы мы знали, кто и зачем туда ездит и что там творит».
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АБХАЗИИ ВСЕГДА БУДЕТ НАПРАВЛЕНА НА ЗАЩИТУ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕСПУБЛИКИ
Выступление заместителя министра иностранных дел Республики Абхазия на заседании Общественной Палаты РА 21 сентября 2012 г.Уважаемые члены Общественной Палаты! Уважаемые присутствующие!
Благодарю за возможность обсудить с вами - представителями общественности - содержание и основные направления внешнеполитической деятельности Республики Абхазия на современном этапе, а также обозначить концептуальные моменты, которые могли бы лечь в основу внешней политики нашего государства. Я не претендую на охват всех аспектов заявленной проблемы в рамках своего небольшого выступления, поэтому рассчитываю на плодотворную дискуссию и острые вопросы.
На сегодняшний день не существует формально закрепленной концепции внешней политики Абхазии, в которой были бы обозначены содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности нашего государства. Ранее предпринимались попытки создать такого рода документ, однако по разным причинам - в первую очередь, из-за динамично и непредсказуемо менявшегося внешнего контекста - эта работа не была завершена. После 26 августа 2008 г. наступили новые политико-правовые реалии. Президент Республики Абхазия А.З. Анкваб, который обладает конституционными полномочиями по определению основных направлений внешней политики, затронет вопросы внешнеполитической деятельности в своем обращении к Народному Собранию-Парламенту Республики Абхазия в декабре 2012 г. Для МИД Абхазии это станет ориентиром при подготовке формальной концепции внешней политики.
Внешнеполитическая деятельность, как отмечают многие теоретики (в частности, Р. Патнем), обладает определенной спецификой. Ее особенность состоит в том, что лидеры, принимающие внешнеполитические решения, должны делать это в соответствии с логикой игры, протекающей сразу на двух институциональных уровнях: внутриполитическом и международно-политическом. Оптимальное во всех отношениях внешнеполитическое решение должно соответствовать интересам страны на международной арене и одновременно удовлетворять ключевые внутриполитические силы в стране. В этом и состоит принципиальная сложность внешнеполитических решений.
В условиях, когда независимость Республики Абхазия все еще не признана большинством стран мира, а также при высокой значимости внешнего фактора для внутреннего развития страны, внешнеполитическая проблематика приобретает особый смысл и значение для широких слоев населения. С эффективностью нашей внешней политики многие связывают перспективы общего упрочения и развития абхазского государства. Поэтому к МИД Абхазии привлечено внимание общества во многом больше, чем к какому-либо другому министерству. Наша деятельность становится предметом дискуссий, иногда – недобросовестной оценки и политических спекуляций. Тем не менее, любая обратная связь помогает МИД Абхазии более трезво оценивать текущую работу и концептуальные рамки внешнеполитического процесса.
Наша внешнеполитическая деятельность сегодня основывается на трех основных принципах:
1. Принцип открытости - мы декларируем принципиальную открытость для общения и взаимодействия с теми акторами мировой политики, которые проявляют готовность к прямому контакту с официальными структурами Абхазии.
2. Принцип многоуровневости - сетевая теория внешнеполитического процесса предполагает наличие не только государства, но и других, негосударственных, участников внешнеполитического процесса, коммерческих организаций, СМИ, НПО, научно-экспертных структур, спортивных и культурных коллективов, отдельных личностей. Мы полагаем, что такой подход позволяет более эффективно использовать ресурсно-организационный потенциал абхазского общества для достижения наших внешнеполитических целей, а также обходить формальные препятствия к международному общению.
3. Принцип уважения к себе - внешняя политика Республики Абхазия в новых условиях должна отличаться высоким профессионализмом, внутренней связностью и непротиворечивостью (когерентностью), строгим соответствием конституции, законам и выраженной в них воле народа. Демонстрация государственного подхода вкупе с твердыми принципами и последовательностью при достижении внешнеполитических целей - в этом состоит императив уважения к себе, уважения к Абхазии как полноценному суверенному государству.
Хочу кратко рассказать о реформах и текущей деятельности МИД Абхазии, обращая внимание на то, как вышеозначенные принципы реализуются в нашей работе.
После смены руководства МИД Абхазии в октябре 2011 г. во внешнеполитическом ведомстве произошли значительные организационно-структурные и кадровые изменения. Согласно новой организационной модели в МИД Абхазии были созданы четыре территориальных отдела, курирующие отдельные регионы мира - отдел Европы, США и Канады, отдел Турции и Ближнего Востока, отдел России, СНГ и Грузии, отдел стран Латинской Америки и АТР. Эти отделы проводят ежедневный мониторинг общественно-политической ситуации в соответствующих регионах, готовят аналитические материалы и выступают с предложениями о конкретных решениях и действиях МИД Абхазии.
Помимо прочего, каждый отдел подготовил календарь памятных событий по странам своих регионов. Ежедневно идет подготовка вербальных и личных нот, которые рассылаются по каждому релевантному поводу во внешнеполитические ведомства практически всех стран мира. Мы придерживаемся стратегии «напоминания о себе», стараемся наладить контакты с максимальным числом участников международных отношений, «напомнить» им о существовании независимого абхазского государства, стремящемуся к широкому международному признанию.
Отдел Турции и Ближнего Востока приложил немало усилий в плане политико-дипломатического и международно-правового обеспечения процесса репатриации наших соотечественников из Сирии. Глава отдела дважды вылетал в Дамаск в составе правительственной миссии, и сегодня находится на постоянной связи с нашими соотечественниками, которые хотели бы вернуться в Абхазию на постоянное место жительства. В этом плане налажена координация между МИД Абхазии и Посольством Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике.
Новой организационной моделью предусмотрено создание политического отдела, задачей которого является разработка предложений по концепции, стратегии и приоритетным направлениям внешней политики в соответствии с установленными внешнеполитическими ориентирами.
Вновь созданный Отдел информации реализует информационное обеспечение внешнеполитической деятельности, создает и поддерживает интернет-ресурсы МИД Абхазии, осуществляет информирование общества по вопросам, относящимся к компетенции МИД Абхазии. Мы значительно повысили уровень присутствия МИД Абхазии в информационном пространстве. На этот отдел возложена ответственная задача информационного прорыва во внешний мир. Благодаря вновь созданным мультиязычным интернет-сайтам и поддержке существующих веб-проектов, а также активному использованию социальных сетей, удалось повысить число обращений к информации об Абхазии жителей зарубежных стран.
Отмечу, что кадровый состав МИД Абхазии был обновлен на 40 процентов. Подбор кадров производится с особой тщательностью на основе критериев профильного образования, знания иностранных языков и специфических профессиональных и личностных навыков, необходимых для пребывания на дипломатической службе. Повысились общие требования к подготовке и производительности труда сотрудников, укреплена трудовая дисциплина.
На сегодняшний день практически устранен серьезный системный недостаток работы внешнеполитического ведомства, связанный с отсутствием эффективной системы учета, хранения и обращения документов. С созданием нового Отдела Канцелярии и оптимизацией работы Отдела Государственного протокола налажено более эффективное делопроизводство, что особенно важно ввиду того, что МИД Абхазии наделен координирующей ролью в процессе разработки, подготовки к подписанию, утверждению и ратификации международных договоров, а также выполняет функцию депозитария международных договоров Республики Абхазия.
Благодаря соответствующим решениям Президента и Кабинета Министров Республики Абхазия МИД Абхазии вернул себе функцию координации работы международных неправительственных организаций и специализированных агентств ООН на территории Абхазии. Мы разрабатываем более эффективную модель взаимодействия, учитывающую интересы общества, новые политически реалии, а также изменившуюся картину реальных потребностей. Старые, неэффективные и не учитывающие национальных интересов абхазского общества подходы в работе международных агентств постепенно устраняются.
МИД Абхазии развивает институт представительств в ряде регионов мира, а также институт почетных консулов. Мы занимаемся поиском людей в разных странах, которые могли бы качественно содействовать продвижению там интересов Республики Абхазия.
Можно было бы и дальше перечислять позитивные изменения в работе МИД Абхазии, которые дают нам право требовать от наших внешних партнеров уважения к себе и к абхазскому государству. Тем не менее, нам предстоит еще немало сделать, чтобы МИД Абхазии в полной мере соответствовал требованиям, предъявляемым к современному, эффективному и профессиональному внешнеполитическому ведомству. Очень важно, чтобы и в общественном восприятии фиксировались изменения, которые происходят сегодня в сфере реализации внешнеполитического курса Республики Абхазия.
Здесь я перехожу к целям внешней политики Республики Абхазия, степень реализации которых и может служить критерием оценки эффективности институтов, участвующих во внешнеполитическом процессе.
Этими целями сегодня являются:
Обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности;
Формирование благоприятных внешних факторов для роста политического, экономического, духовного и интеллектуального потенциала, реализации и защиты прав и свобод граждан Абхазии;
Продвижение процесса международного признания независимости Республики Абхазия, что необходимо для создания окончательных гарантий охраны суверенитета, обеспеченной международным правом физической безопасности, сохранения и развития абхазского языка и этнокультурной идентичности, формирования условий стабильного социально-экономического развития и модернизации Абхазии;
Развитие и укрепление полноформатного взаимовыгодного сотрудничества и стратегического партнерства Республики Абхазия и Российской Федерации;
Поддержание усилий по выстраиванию долгосрочных и взаимовыгодных отношений сотрудничества в области экономики, торговли, культуры и спорта со странами и межгосударственными объединениями, на тот момент не признающими независимости Республики Абхазия, а также налаживание взаимодействия на уровне негосударственных институтов;
Создание необходимых условий для завершения грузино-абхазского конфликта на основе широкого международного признания независимости Республики Абхазия и вступления Республики Абхазия в Организацию Объединенных Наций на правах полноценного члена;
Всесторонняя защита прав и законных интересов абхазских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;
Формирование и укрепление положительного имиджа Республики Абхазия, содействие объективному восприятию Республики Абхазия в мире как суверенной демократической страны, обладающей всеми атрибутами современного государства и готовой к сотрудничеству со странами мира;
Вступление в региональные и глобальные межправительственные организации и интеграционные объединения как в статусе наблюдателя, так и в статусе полноценного члена.
Безусловно, в процессе подготовки концепции, которая, как представляется, должна обсуждаться не только в парламенте, но и с привлечением широкой общественности, может произойти определенная корректировка раздела «Цели внешней политики РА» как по форме, так и по содержанию.
Если говорить об основных направлениях, или векторах, внешней политики Республики Абхазия на современном этапе, то, несомненно, главным из них будет «российский вектор». С Российской Федерацией выстраивается прочная система стратегического партнерства на различных уровнях: договорно-правовом, политическом и социально-экономическом.
Динамика российско-абхазских отношений весьма позитивна. Сегодня Российская Федерация оказывает реальное содействие социально-экономическому развитию Абхазии, вносит вклад в обеспечение безопасности наших рубежей и территории страны, помогает нашему государству в решении целого ряда социальных вопросов. На сегодняшний день между Абхазией и Россией заключен уже 81 двусторонний международный документ (договора, соглашения, протоколы, меморандумы). Они охватывают широкий круг вопросов сотрудничества на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях. На очереди еще не менее 30 договоров, в частности, затрагивающих вопросы образования, взаимного признания дипломов и аттестатов, соглашения в области электроэнергетики, воздушного транспорта, сотрудничества в сфере обороны.
Российская Федерация оказывает значительные содействие в осуществлении внешнеполитической функции нашего государства. В рамках реализации российского вектора, предполагается выработка стратегии взаимодействия с братскими народами Северного Кавказа.
Учитывая географические и исторические условия, а также развитие геополитической ситуации на Южном Кавказе, оправданно говорить о «европейском векторе» абхазской внешней политики. После активизации «Политики соседства», а также программы «Восточное партнерство», присутствие Евросоюза становится все ощутимее в нашем регионе. ЕС играет лидирующую роль в институте сопредседателей Женевских дискуссий по безопасности и стабильности на Южном Кавказе. Европейские дипломаты регулярно посещают Абхазию, встречаясь и общаясь с официальными лицами и представителями ассоциаций гражданского общества. В то же время, для нашего общества неочевидны результаты такого общения, учитывая сохранение у европейских представителей жесткой позиции относительно статуса Абхазии.
Европейские инициативы по «взаимодействию без признания» уже несколько лет остаются лишь декларациями. Мы пока так и не получили четких и понятных свидетельств того, что европейские инициативы по взаимодействию принципиальным образом отделены от грузинских планов по «вовлечению» Абхазии. Наша позиция состоит в том, что мы допускаем лишь прямое взаимодействие с Европейским Союзом и отдельными странами Европы. Любые проекты и инициативы, которые требуют согласование с грузинской стороной, либо предполагают ее контроль, либо организационно осуществляются с участием Грузии, не будут нами поддерживаться. Мы призываем ЕС к занятию нейтральной позиции относительно статуса Абхазии, что должно явиться основой для начала реализации прямых контактов. Взаимодействие с Абхазией с точки зрения отстаивания несуществующей «территориальной целостности Грузии» мы не допустим. Главное условие налаживания нормальных отношений с нашей страной - это уважение к историческому выбору народа Абхазии жить в независимом, суверенном государстве.
Абхазия также недовольна форматом своего участия в Женевских дискуссиях. Ввиду низкой результативности Женевского процесса, а также постоянных попыток грузинской стороны обсуждать принципиальные вопросы за его пределами, Республика Абхазия может заявить о нежелательности своего участия в Женевских дискуссиях в неофициальном качестве. Мы полагаем, что только наличие официального статуса участников может сдвинуть с мертвой точки процесс подготовки и подписания юридически обязывающего соглашения о неприменении силы с Грузией, а также более продуктивно решать ряд гуманитарных вопросов.
Помимо указанных направлений, можно предположить существование латиноамериканского, ближневосточного и азиатско-тихоокеанского векторов. Внешнеполитическая деятельность в данных направлениях, помимо взаимодействия со странами, признавшими независимость Абхазии (Венесуэла, Никарагуа, Науру, Тувалу и Вануату), представляется перспективной с точки зрения налаживания полезных контактов и перспектив дальнейшего признания независимости Абхазии. Кроме того, важной задачей МИД Абхазии рассматривается содействие репатриации наших соотечественников из Турции, Сирии, Иордании и других стран. Можно с удовлетворением отметить, что за последние месяцы число наших соотечественников, вернувшихся в Абхазию, может достичь 100 человек.
Вторую половину своего выступления мне хотелось бы посвятить проблеме политики Абхазии в отношении Грузии и грузино-абхазского межгосударственного конфликта.
После исторического акта признания Российской Федерацией независимости Республики Абхазия и аналогичных решений со стороны пяти государств-членов ООН, миру был дан сигнал о невозможности разрешения грузино-абхазского конфликта на основе пресловутого принципа «территориальной целостности Грузии». После августа 2008 г. нам было необходимо трансформировать конфликт с учетом новых реалий на Южном Кавказе. Эта трансформация должна была придать нам большую уверенность в себе, в своем положении, в своих силах и возможностях. Для Запада эта трансформация восприятия конфликта должна была означать отказ от урегулирования конфликта через «реинтеграцию» – возвращение Абхазии в состав Грузии.
В новых условиях для международного сообщества грузино-абхазский конфликт должен быть трансформирован в межгосударственный, соответственно должны меняться подходы к его разрешению. Фактически трансформация предполагает изменение отношения к конфликту, вызванное изменением контекста конфликта. Процесс трансформации конфликта должен означать повышение открытости Абхазии, налаживание прямых связей с внешним миром, развитие абхазского общества и государственности через взаимодействие не только с Российской Федерацией, но и с европейскими странами, организациями, институтами. Он предполагает всемерную защиту прав населения Абхазии, в том числе на свободное передвижение. Результатом трансформации конфликта должно стать обретение Абхазией широкого международного признания путем ее органической интеграции в процессы международного общения и сотрудничества.
Некоторые граждане путают широкое и узкое определение термина «конфликт». Под узким определением понимается «военный конфликт» - военные действия, или война, когда степень несовместимости цел

Быстрый переход
Последние комментарии
Реклама