Доска объявлений

Комментарии к объявлениям

Написал(а): Чипкин

В объявление: Роутер
Написал(а):

В объявление: Водитель Кат. В
Написал(а):

В объявление: Водитель Кат. В
Написал(а): Peacemaker

В объявление: Mercedes-Benz ML
Написал(а): Саша Иванов

Новости

Aрхив



О религиозной ситуации в Абхазии

О РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В АБХАЗИИ

К возрождению традиционной религии абхазов

Конституция Республики Абхазия гарантирует равенство всех граждан, независимо от их отношения к религии, свободу совести и вероисповедания. Одновременно в статье 18 содержится запрет на разжигание религиозной розни. Специальным Указом Президента РА В. Ардзинба была запрещена деятельность секты «Свидетели Иеговы». При этом правительство республики уделяет соответствующее внимание религиозным вопросам, чему служит и должность уполномоченного Президента по вопросам религии.

Согласно опросам, большинство населения Абхазии исповедует христианскую религию. При этом многие исследователи-абхазоведы отмечают, что духовные ценности традиционных верований абхазов не находятся в противоречии с православием, они скорее дополняют друг друга.

Однако несмотря на кажущуюся однозначность, религиозно-конфессиональная ситуация в республике не так проста. Да, большинство абхазов признают себя христианами, но вместе с тем они редко посещают церкви, не совершают обряда причастия, практически не соблюдают никаких постов, не интересуются основами вероучения, не читают Библию. То же самое можно сказать и о приверженцах учения пророка Мухаммеда из числа абхазов. Подавляющее большинство их поверхностно знакомо с основами исламского вероучения. Поэтому почти полное отсутствие мировоззренческих разногласий у абхазов, формально относящим себя к христианам или мусульманам, является вполне закономерным.

Тесное переплетение религиозных и этнополитических факторов является характерной чертой постсоветской Абхазии. Абхазам совершенно не свойственен религиозный фанатизм, что в то же время способствует проникновению сюда новых религиозных течений, их развитию и распространению.

Православие. На территории Абхазии располагается около 400 православных храмов, построенных в различное время, начиная с IV в. н.э. Сегодня функционируют только 21. Одним из факторов, негативно влияющих на реальное (а не формальное) утверждение православия в Абхазии, можно считать нынешний неопределенный статус Абхазской Православной Церкви. После войны 1992-1993 гг. Грузинская церковь (ГПЦ), естественно, не руководит деятельностью православных приходов в Абхазии. Московский же Патриархат пока не признает официально Абхазскую Церковь, считая ее частью ГПЦ.

В настоящее время православные приходы Абхазии управляются временным Епархиальным советом из представителей местного православного духовенства. Большинство православных церквей Абхазии остается без священников.

Отметим, что в мае 2001 г. созданная священная Митрополия Абхазии решительно поставила вопрос о необходимости восстановления автокефалии Абхазской церкви.

Ислам. Ислам некогда (XVI-XVIII вв.) играл весьма важную роль в политической жизни Абхазии. Позиции ислама значительно ослабли после массового исхода местного населения в Османскую империю во второй половине XIX в. В то же время в Абхазии шли процессы возрождения православия, вследствие чего приверженцев мусульманской религии стало значительно меньше. В советское время религия искоренялась вовсе. Таким образом, в современной Абхазии количество мусульман невелико. Считающие себя мусульманами абхазы в своем подавляющем большинстве имеют слабое представление об основах этой религии, не соблюдают ее предписаний. Однако в послевоенное время отмечается активизация процесса репатриации на историческую Родину потомков абхазских махаджиров, и большая часть из них является правоверными мусульманами.

После войны 1992-93 гг. руководство Абхазии поддержало идею создания Духовного управления мусульман, и в 1999 г. ДУМ РА стал официальной структурой. В Абхазии пока нет ни одной мечети, но функционируют два молельных дома – в Сухуме и Гудауте.

По словам заместителя председателя ДУМ Тимура Дзыба, в Абхазии в настоящее время насчитывается около 200 – 250 правоверных мусульман. Мусульмане Абхазии – сунниты. Относительно этнического состава следует отметить, что абхазы среди них составляют около 25 % (вместе с репатриантами). Около 35 % – представители северокавказских народов, остальные – татары, башкиры, выходцы из Средней Азии, турки. Таким образом, значительную часть мусульманской уммы Абхазии составляет не коренное население, а граждане, приехавшие сюда для временного проживания.

Католицизм. Католическая церковь была построена в Сухуме в 1908 г. В 1937 г. ее закрыли, а в здании разместилось госучреждение. После грузино-абхазской войны это здание было возвращено католической общине. Каждое воскресенье из г. Сочи в Сухум приезжает о. Яцек, проводящий службу для местных прихожан. Большую помощь Сухумской общине, насчитывающей около 1000 человек, оказывает Сочинская католическая церковь. В 1996 году при церкви была открыта воскресная церковно-приходская школа, которую в основном посещают дети прихожан. Преподавателями являются сами прихожане, которые работают бесплатно.

Протестантизм. Протестантизм в Абхазии представлен, прежде всего, эстонцами и немцами, осевшими в республике и сохранившими свои традиции, несмотря на отсутствие пастыря. В Сухуме в настоящее время функционирует евангелическо-лютеранская церковь св. Иоанна. Она входит в епархию лютеранского епископа Закавказья Ханса Кидерлина. Уже пятый год, после гибели пастора Герта Кхуммеля, проповедником лютеранской общины Абхазии является Михаил Шлигель-Мильх – немец, уроженец Сухума. Здание церкви было построено в 1913 году, в советское время здесь располагался архив. Повторное освящение состоялось 8 декабря 2002 года. В настоящее время протестантская община крайне мала, в ней не более 50 человек. Иудаизм. Большинство в еврейской общине Абхазии являлось грузинскими евреями, которые во время войны 1992-93 гг. покинули республику, репатриировавшись в основном на свою историческую родину, в Израиль, а часть из них перебралась в Грузию. Те, кто остался в Абхазии, являются в большинстве своем русскоязычными ашкеназскими евреями. В Абхазии небольшая еврейская община состоит в основном из людей преклонного возраста, в республике сейчас действует одна синагога (в Сухуме).

Кроме того, активную проповедь в Абхазии ведут баптисты, адвентисты седьмого дня и Свидетели Иеговы, пользующиеся значительной финансовой поддержкой своих единоверцев из западных стран.

Следует особо подчеркнуть ту роль, которую играет традиционная религия в современной Абхазии. Распад Советского Союза, кровопролитная война и последовавшие за ней блокада и изоляция Абхазии способствовали возрождению традиционных верований абхазов. Представляется, что традиционная религия выступала и продолжает выступать в качестве одного из инструментов национальной консолидации и идентичности в современных непростых условиях. И православие, и ислам в Абхазии приобретают весьма колоритный традиционный абхазский окрас.

Очевидно, что в современном мире повышается значение национальной культуры, традиций. И для Абхазии это также характерно. Поэтому, на мой взгляд, можно уверенно констатировать, что в республике возрождается традиционная религия абхазов.

Элана ЭШБА, аспирантка Института востоковедения РАН, научный сотрудник Центра партнерства цивилизаций ИМН МГИМО (У) МИДа РФ

http://gazeta-ra.info/index.php?ELEMENT_ID=4622



Добавил: Admin
Просмотров: 1834
Дата публикации: 11.09.2012 г.
Вернуться к списку новостей

telegram instagram

Комментарии отключены Администратором

Быстрый переход

Последние комментарии

Написал(а): Настя Ивкина

Написал(а): ЛАММИК

Написал(а): ЛАММИК

Написал(а): Добрые Руки

Написал(а): Бегемот Мотомото

Реклама