Григорий Карасин: Конфликтов с Грузией больше не существует
АПСНЫПРЕСС
ГРИГОРИЙ КАРАСИН: КОНФЛИКТОВ С ГРУЗИЕЙ БОЛЬШЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ
Россия не исключает провокаций грузинского руководства в отношении Абхазии и Южной Осетии, заявил статс-секретарь, заместитель главы МИДа России Григорий Карасин в эксклюзивном интервью корреспонденту ИТАР—ТАСС.
— Как вы оцениваете текущую ситуацию в зоне грузино-южноосетинского конфликта, а также на границе с Абхазией? Есть ли признаки нормализации?
— Прежде всего хочу внести одно принципиальное уточнение: грузино-южноосетинского конфликта, как и грузино-абхазского, больше не существует. Об этих конфликтах правомерно было говорить до августа 2008 года. К сожалению, попытки их мирного разрешения, которые предпринимали Россия и международное сообщество на протяжении многих лет, были перечёркнуты в августе 2008 года, когда грузинская сторона, грубо нарушив международные договорённости, осуществила широкомасштабное вооружённое нападение на мирных жителей Южной Осетии и российских миротворцев. В результате процесс мирного политического урегулирования был разрушен, а конфликты в Грузии получили своё окончательное разрешение в возникновении двух новых независимых субъектов международного права — Республики Абхазия и Республики Южная Осетия.
Сейчас представители этих республик на равных участвуют в Женевских дискуссиях по проблеме безопасности в Закавказье. Благодаря этим дискуссиям и созданным в их рамках Механизмам по предотвращению и реагированию на инциденты — МПРИ на границах Абхазии и Южной Осетии с Грузией казалось, что в регионе удалось выстроить определённую систему поддержания стабильности и безопасности.
К сожалению, развитие событий в последнее время заставляет констатировать, что стабильность остаётся крайне хрупкой, а атмосфера — напряжённой. Бесцеремонное стремление Международной миссии наблюдателей ЕС в Грузии — ММНЕСГ в нарушение известных договорённостей Дмитрия Медведева и Николя Саркози всеми правдами и неправдами проникнуть на территорию Абхазии и Южной Осетии спровоцировало кризис в работе МПРИ на грузино-абхазской границе. Дело дошло до того, что абхазская сторона была вынуждена объявить главу ММНЕСГ польского генерала Тышкевича персоной нон грата. В то же время европейские наблюдатели проявляют полную пассивность в отношении активной террористической и диверсионной деятельности, которая осуществляется с грузинской территории в отношении Гальского района Абхазии. Её мишенью являются прежде всего сотрудники абхазских правоохранительных органов. Последний случай — покушение на заместителя руководителя Гальского райвоенкомата в июле 2012 года. Кроме того, власти Тбилиси осуществляют в приграничной полосе широкомасштабную подготовку и вооружение резервистов.
Тбилиси активно использует методы информационных диверсий. Так, среди населения Южной Осетии и прилегающих районов Грузии систематически распространяются слухи о «предстоящей осенью войне», что, разумеется, ведёт к нагнетанию напряжённости и увеличивает риск провокаций. Так что оснований для безмятежного спокойствия пока нет.
— Считаете ли вы, что повторение событий августа 2008 года практически исключено?
— Принимая во внимание непредсказуемость нынешнего грузинского правителя, склонного к военным авантюрам, ничего исключать нельзя. Мы знаем, что Тбилиси по-прежнему отказывается подписать с Сухумом и Цхинвалом юридически обязывающие соглашения о неприменении силы. В нынешней ситуации, когда в Грузии начинается кампания по выборам в парламент, думаю, велико будет искушение попытаться достичь внутриполитических целей путём организации новых провокаций в регионе.
Однако могу с уверенностью сказать, что любая такого рода авантюра обречена на провал. Безопасность Абхазии и Южной Осетии от всякого рода агрессивных поползновений надёжно защищают наши военные и пограничники, находящиеся в республиках на основе двусторонних соглашений.
— Россия развивает сотрудничество с Абхазией и Южной Осетией, оказывает им помощь. Тем не менее некоторые российские политики считают, что это сотрудничество развивается неэффективно. Что, на ваш взгляд, нужно предпринять, чтобы наше взаимодействие стало более успешным, а экономика Абхазии и Южной Осетии — более самостоятельной?
— За прошедшие после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии почти четыре года на помощь этим странам были выделены немалые материальные и финансовые средства. Конечно, с точки зрения обывателя, эти деньги могли бы быть потрачены на решение внутренних российских проблем. Но у нашей страны существуют важные обязательства. Защитив Южную Осетию и Абхазию от агрессии Грузии и официально признав эти молодые государства, мы взяли на себя немалую долю ответственности за их мирное и благополучное будущее. И без содействия России эти вопросы не решить.
Мы рассматриваем Абхазию и Южную Осетию в качестве наших ближайших друзей и соседей, с которыми у нас сложились особые отношения. Оказывали и будем продолжать оказывать финансово-экономическую помощь этим республи-кам. Это было вновь подтверждено на состоявшихся в мае 2012 года встречах Владимира Путина с президентами Абхазии и Южной Осетии Александром Анквабом и Леонидом Тибиловым. Первостепенная задача — это возрождение социально-экономической инфраструктуры, реальное улучшение жизни людей. В то же время совместно с нашими абхазскими и южноосетинскими партнёрами работаем на основе перспективного подхода, исходя из стратегической задачи постепенного выхода республик на уровень самодостаточности.
Важнейшим условием успеха является, конечно, обеспечение целевого и эффективного использования в республиках выделяемых Россией средств. Значительная роль здесь принадлежит действующим межправительственным комиссиям по социально-экономическому сотрудничеству с Абхазией и Южной Осетией. Сейчас стороны предпринимают дополнительные усилия по совершенствованию механизмов совместного контроля в данной сфере. Эти вопросы являются предметом пристального внимания со стороны как российского руководства, так и властей Сухума и Цхинвала. В частности, известно, что ими предметно занимается помощник президента Российской Федерации Татьяна Голикова, которой поручено курировать проблематику социально-экономического развития Абхазии и Южной Осетии.
— Есть ли перспектива серьёзных иностранных инвестиций в экономику Абхазии или Южной Осетии после обретения ими независимости?
— Признание Россией независимости молодых республик, предоставление им защиты от новых военных нападений со стороны Грузии стали решающей предпосылкой для прихода сюда крупных инвесторов. Ведь бизнесу жизненно необходимы прежде всего стабильность и безопасность. Сегодня в Абхазии, например, работают такие известные российские компании, как РЖД, Роснефть, банк ВТБ. Газпром вложил серьёзные средства в строительство высокогорного газопровода Дзаурикау — Цхинвал. Действуют в республиках и менее крупные российские фирмы.
Всё больший интерес к республикам проявляют экономические операторы из других стран. Известна, например, активность турецкого бизнеса в Абхазии. Одно из важных направлений внешнеполитической деятельности Сухума и Цхинвала — налаживание связей с зарубежными деловыми кругами, в том числе по линии торгово-промышленных палат. Не сомневаюсь, что эта работа, несмотря на ожесточённое сопротивление грузинской дипломатии, будет приносить свои плоды.
— Россия не согласилась с принятием резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по Абхазии и Южной Осетии. Планирует ли российская сторона инициировать обсуждение какого-либо документа, который бы больше отвечал политическим реалиям в регионе?
— Всерьёз обсуждать ту или иную проблему можно, только если должным образом представлены все стороны и точки зрения. Возможность предметно и реалистично обсуждать в ООН проблему беженцев и перемещённых лиц сегодня, к сожалению, закрыта совместными усилиями Тбилиси и Вашингтона. Грузия ежегодно вносит откровенно политизированную и попросту демагогическую резолюцию на этот счёт, а США регулярно отказывают представителям Абхазии и Южной Осетии в визах для поездки в штаб-квартиру ООН, что не позволяет им донести до международного сообщества своё мнение по этим вопросам. Это несправедливо.
Подобное поведение побудило делегации Абхазии и Южной Осетии отказаться обсуждать проблемы беженцев в рамках второй гуманитарной группы Женевских дискуссий. Вина за такое развитие событий целиком и полностью лежит на грузинской стороне и тех, кто потакает ей в продвижении политизированных документов в ООН.
И тем не менее основания для определённого оптимизма сохраняются. Не считаю конфронтационную модель выстраивания отношений в регионе неизбежной. Если в Тбилиси всё же возобладают здравый смысл и реализм, то вполне возможным станет реальное продвижение по пути снижения напряжённости, укрепления доверия и налаживания добрососедства в Закавказье.
Беседовала
Мария Пшеничникова
ИТАР—ТАСС
