Руководство страны не заинтересовано в прерывании процесса обучения в Гагрском лицее-интернате
АПСНЫПРЕСС
РУКОВОДСТВО СТРАНЫ НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНО В ПРЕРЫВАНИИ ПРОЦЕССА
ОБУЧЕНИЯ В ГАГРСКОМ ЛИЦЕЕ-ИНТЕРНАТЕ
Сегодня президент Александр Анкваб принял членов родительского комитета и директора Гагрского лицея-интерната Лиану Пилия по их просьбе. Родители обратились с просьбой к президенту разрешить одиннадцати воспитателям из Турции продолжить работу в лицее-интернате, чтобы не прерывать учебный процесс, - сообщает Управление информации при Президенте РА.
Президент отметил, что в руководстве страны никто не заинтересован в прерывании процесса обучения в лицее. Александр Анкваб заверил родителей, что воспитателям из Турции разрешат в этом году приехать в Абхазию, но при этом заметил, что с будущего учебного года они не будут работать в лицее, им будут находить замену.
Президент интересовался зарплатой преподавателей и воспитателей лицея-интерната.
По информации директора Лианы Пилия, местные учителя получают в два-три раза меньше, чем приглашенные учителя из Башкирии и Татарстана и воспитатели из Турции.
К примеру, директор лицея-интерната получает 11 тысяч рублей, а заместитель директора, являющийся гражданином Турции - 25 тысяч рублей.
На встрече обсуждались также актуальные вопросы системы образования.
Президент отметил, что у государства большие планы, связанные с будущим Гагрского лицея-интерната.
«Мы сделаем его образцовым учебным заведением, где выпускники будут владеть не только абхазским, русским, английским, турецким, но и испанским, французским, итальянским и другими языками. Мы должны воспитывать образованных людей, которые не потеряются в современном мире», - сказал Александр Анкваб.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА ГАГРСКОГО ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА ДОВОЛЬНЫ ВСТРЕЧЕЙ С ПРЕЗИДЕНТОМ
Представители родительского комитета Гагрского лицея-интерната (бывшего Башаран-колледжа) довольны встречей с президентом.«Мы искренне хотим поблагодарить президента за то, что он проникся нашими проблемами. Мы удовлетворены тем, как он нас принял, выслушал и готов оказать содействие в решении существующих вопросов», - рассказали корр. Апсныпресс после встречи с главой государства представители родительского комитета.
Президент согласился с продлением еще на один год контракт с одиннадцатью гражданами Турции, работающими воспитателями в интернате. Он предложил в течение года решить вопрос о поэтапной замене турецких воспитателей на местных.
Представители Родительского комитета заявили, что намерены сами контролировать все процессы, происходящие в школе.
«Мы хотим пригласить к нам в школу президента, чтобы он посмотрел, как проходит учебный процесс в колледже, как воспитываются наши дети», - сказал Али Куджба.
Для справки: В Гагрском лицее-интернате преподают 11-12 местных педагогов, в том числе выпускников Башаран-колледжа, 11 преподавателей – граждане России (Башкортостана и Татарстана), которые преподают точные и естественные науки на английском языке, а также 11 воспитателей – граждан Турции.
ВЛАСТИ АБХАЗИИ ПУТАЮТ УЧЕБУ С РЕЛИГИЕЙ
В канун 1 сентября власти Абхазии решили изменить форму работы "Башаран колледжа", одного из самых престижных учебных заведений в стране. По существу, речь идет о закрытии учебного заведения в том виде, в каком оно существует. Правительство не очень охотно озвучивает свои аргументы, в то время как родители и сами учащиеся активно протестуют. Скандал уже принял национальный масштаб, поскольку на уровне слухов активно обсуждаются якобы истинные мотивы решения правительства. В первую очередь речь идет о том, что колледж является проводником исламского влияния.Несколько лет назад каждое лето, и не только, по абхазскому телевидению крутился ролик, в котором красиво одетые подростки поднимали государственный флаг Абхазии на площадке перед зданием "Башаран колледжа". Такой церемонии в повседневной жизни нет больше ни в одной абхазской школе. Этот ролик рекламировал учебное заведение, принимающее только мальчиков с 6 класса, которые выходили оттуда значительно более образованными, нежели их сверстники, закончившие обычные абхазские школы, где в прежние годы были ободранные стены, холодные кабинеты и непременная печка-буржуйка, топившаяся дровами.
Потом эти дети поступали в худшем случае в Абхазский госуниверситет, а, как правило - в Москву, Стамбул и в вузы других крупных центров. Сегодня многих из выпускников колледжа без всякой натяжки можно назвать "надеждой Абхазии".
Но в этом году, буквально за двадцать дней до начала учебного года, министерство образования решило провести капитальные изменения в структуре колледжа. Как считают родители нынешних учащихся, речь идет о закрытии "Башарана" в том виде, в каком он существует с 1998 года, со дня своего основания.
Колледж был открыт как образовательный центр со стандартами обучения, принятыми в элитных школах Турции. Это был интернат, в котором дети проводили пять дней в неделю. Большая часть преподавателей и воспитателей были гражданами Турции.
Впервые проблемы у колледжа начались несколько лет назад, в бытность президентом Абхазии Сергея Багапша. Турецкий учредитель колледжа, сославшись на финансовые проблемы, заявил о своем уходе из Абхазии. Это была официальная и тогда единственная причина изменений в работе колледжа. Впрочем, тогда все решилось относительно благополучно. Содержание колледжа взяли на себя власти Абхазии. Вместе с учредителем, правда, учреждение покинули и педагоги из Турции. Впрочем, их успешно заменили граждане России, жители Татарстана и Башкортостана, владеющие теми методиками преподавания, какие приняты в "Башаране".
Сейчас проблемы серьезнее. Министерство образования говорит о том, что не будет продлевать контракт с педагогами из России. Причем четких аргументов нет. Сам министр образования Даур Начкебия, как утверждают родители, ссылается на президента Александра Анкваба и говорит, что первое лицо в республике не хочет видеть мусульман в качестве преподавателей колледжа. Местная пресса озвучивает и другой аргумент Начкебии: преподаватели из России получают около 25 тысяч рублей в месяц, что в несколько раз больше зарплаты местных педагогов. И с этой несправедливостью пора покончить.
Впрочем, при этом министерство образования уведомило родителей, что с нового учебного года они не будут платить за обучение своих детей. Однако это никого не порадовало. Ясно, что найти до 1 сентября более двадцати педагогов, владеющих уникальными методиками преподавания на русском и английском языках, в Абхазии абсолютно нереально. Фактически колледж, из которого уже почти полтора десятилетия выходит самая образованная молодежь в Абхазии, уравнивается с обычной абхазской школой-интернатом, где качество образования осталось на уровне последнего десятилетия существования СССР, а английский язык и сегодня часто изучают по книгам, выпущенным в 1990 году.
Самая большая проблема состоит сейчас в том, что власть пытается решить проблемы без диалога с людьми. Но несмотря на то что нынешнее правительство уже несколько раз наступало на эти грабли, и в этот раз по сей день не озвучена официальная позиция руководства страны по пересмотру системы преподавания в "Башаран колледже".
Противники закрытия колледжа не сомневаются в том, что реформа затеяна самим президентом по причине его исламских фобий. Нельзя сказать, что эти фобии абсолютно беспочвенны. Турецкая система образования в серьезной степени патронируется принятой в этой стране идеологией. Это идеология пантюркизма, по своей сути - типичная постимперская рефлексия в стране, которая после распада Османской империи территориально сократилась в разы. Сегодняшняя Турция, конечно, не требует от соседей вернуть "ее" земли, однако карта "Турецкого мира", куда входят земли вплоть до Якутии, уже не говоря про Кавказ и Среднюю Азию, висит на стене каждого образовательного учреждения этой страны.
Но это глобальная картина. А в данном конкретном случае есть много частностей. А именно: за 14 лет работы на территории Абхазии никакого исламского или турецкого лобби из выпускников "Башарана" не сложилось, зато 100 % выпускников колледжа поступали в высшие учебные заведения, среди которых не только университеты Турции, но и МГУ, МГИМО и европейские университеты. Но самое главное, что в стране нет альтернативы. За те годы, что "Башаран" учил детей согласно принятым в мировой практике стандартам, национальная образовательная система предельно деградировала, причем до такой степени, что в старших классах большинства абхазских школ неформальными лидерами стали "смотрящие" и "стремящиеся" на вора подростки.
Министр образования Абхазии Даур Начкебия - очень талантливый писатель, но как министр пока себя особо не проявил. Недавно он сказал выдающуюся фразу: пока мы не отремонтируем все школы, смысла заниматься реформой образования нет. Это говорит только о том, что чиновник плохо представляет себе суть и назначение системы образования. А оно состоит в том, чтобы воспитывать лояльных и полезных, не власти, а государству, граждан. Абхазская же система образования, основанная на стандартах, методиках, а часто и литературе двадцати пяти летней давности, прогнила до основания. Во всяком случае "Башаран колледж" - единственное в стране образовательное учреждение, в котором гимн Абхазии звучит каждое утро перед началом занятий, и учащиеся, соответственно, знают его наизусть. Отсутствие ремонта в других абхазских школах абсолютно не мешает внедрить хотя бы практику повседневного знакомства с символами своей страны.
В ближайший понедельник проблему колледжа планирует обсудить парламент страны, который все реже поддерживает президентские инициативы. Тем более что основной мотив решения правительства так и остается не ясен. Сама исламская версия распадается на две подверсии. Возможно, что решение уволить педагогов из Татарстана и Башкортостана принято под влиянием недавних событий в Казани. Ходит версия и о планируемой продаже здания, в котором размещается колледж, под строительство гостиницы. Эта версия самая экзотичная, хотя ничего исключать нельзя. "Башаран колледж" занимает отличное место на самом берегу моря, всего в десяти минутах езды от границы с Россией.
Антон Кривенюк
http://www.georgiatimes.info/articles/79315.html
АБХАЗСКИЕ ЛИЦЕИСТЫ ТРЕБУЮТ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Инал Хашиг20.08.2012 22:01
СУХУМ---Вчера ученики гагрского лицея-интерната, фактически закрываемого властями республики Абхазия, провели акцию протеста в центре Сухума. «Мы за альтернативное образование» - таким был основной лозунг молодых людей. Рассказывает главный редактор газеты «Чегемская правда» Инал Хашиг.
Вчера прошла акция учеников гагрского лицея-интерната, которые протестуют против того, чтобы одиннадцать воспитателей, которые являются гражданами России, уволили. Министерство образования Абхазии настаивает на том, чтобы воспитателями в этом элитном абхазском учебном заведении работали исключительно граждане Абхазии.
Ученики этого лицея-интерната сегодня утром прошли по центральной улице с транспарантами, смысл которых заключался в том, что они выступают за альтернативное образование и просят оставить своих воспитателей. Они прошли по центральной улице, свернули к парламенту и там, у здания парламента, устроили небольшой пикет.
Уже несколько дней проходят подобного рода акции. В субботу родительский комитет гагрского лицея-интерната встречался с министром образования, там же были и депутата парламента. Состоялся долгий разговор, были эмоции со стороны родителей. И вроде бы министр образования, в конце концов, обещал им сохранить образовательный процесс в той форме, в которой он ныне существует.
Но он неумолим в одном: говорит, что возвращать назад башкирских воспитателей не намерен, и воспитанием детей в этом году в школе-интернате займутся исключительно граждане Абхазии.
Проблема заключается в том, что это не просто воспитатели, это люди, которые занимаются с этими детьми после уроков, владеют несколькими языками, физикой, химией и т.д. Эти предметы в гагрском лицее-интернате проходят и на английском, и на русском языках. И найти сейчас за короткий срок (до 1 сентября немного осталось) воспитателей с подобными навыками практически невозможно. И это понимают наверняка и в Министерстве образования. Но, тем не менее, само министерство неумолимо, оно настаивает на своем.
Я думаю, позицию Министерства образования наверняка определяет даже не министр образования Даур Начкебия, который, я думаю, понимает всю тупиковость ситуации, которая сейчас возникла с подачи власти. Здесь он выступает обычным ретранслятором идей президента Александра Анкваб, который для себя решил, что гагрский лицей-интернат в таком виде не должен существовать.
То есть они начали с воспитателей, и, естественно, уволив воспитателей, не найдя соответствующих этому формату кадров, фактически хотели гагрский лицей-интернат приравнять ко всем остальным общеобразовательным учебным заведениям страны.