Москва-Сухум: возможности большой игры.
АПСНЫПРЕСС
МОСКВА-СУХУМ: ВОЗМОЖНОСТИ БОЛЬШОЙ ИГРЫ
Инал Ардзинба, Глава молодежной делегации РФ на саммите G8
В мировых СМИ об Абхазии слышно не часто. В основном, когда обостряются грузино-абхазские отношения. Тем временем, в молодой республике развернулись зримые социально-экономические изменения.
Что происходит в экономике Абхазии? Чем маленький сосед может быть полезен России и наоборот? Ниже попытаюсь дать ответы на эти и другие вопросы.
Экономика Абхазии: абсолютный рост и институциональная отсталость
Для того чтобы понять, какое государство развивается у России под боком, предлагаю рассмотреть основные макроэкономические параметры Абхазии.
Республика пережила десятилетие экономического роста 2000-ых. Это время сильно изменило страну. Некоторые проблемы в экономике и социальной сфере, унаследованные от «потерянного» периода 1990-ых были успешно решены или были созданы предпосылки для их решения.
Статистическим результатом этих изменений стал непрерывный рост номинального ВВП. Хотя система государственной статистики Абхазии не балует нас регулярными свежими данными, можно смело утверждать, что экономический рост в Абхазии весьма значителен: последние расчеты Управления государственной статистики Абхазии дают ясное представление о том, что номинальный ВВП растет ежегодно примерно на 30%. Это довольно существенная величина, которая подтверждает экономический потенциал республики. Но, в то же время, следует помнить о том, что это - рост не реального, а номинального ВВП. После учета роста цен реальный экономический рост окажется более скромным (до 15%).
Интересно отметить, что ВВП Абхазии за 2010 г. (последние данные) составлял около 20,8 млрд. рублей РФ или 682 млн. долларов США (181 место в мире по рейтингу Всемирного Банка). ВВП на душу населения в 2010 г. составил около 86 тыс. рублей РФ или почти 3 тыс. долларов США (114 место; опережая Грузию – 117 место). Конечно, по всем этим показателям Абхазия в мире находится во второй сотне, но следует помнить о том, что республика по уровню экономического развития не может быть отнесена к группе наименее развитых государств (к числу наименее развитых ООН относит 49 стран мира). Есть основания полагать, что по степени экономического развития Абхазия похожа на малые островные государства Тихого океана (Федеративные штаты Микронезии, Маршалловы Острова) и Карибского бассейна (Гренада, Сент-Винсент и Гренадины), но не имеет ничего общего с отсталыми странами Африки или другими ярко выраженными failed states.
Рассматривая экономику любой страны, нельзя ограничиваться анализом лишь абсолютных экономических показателей (к примеру, ВВП или ВВП на душу населения). Уровень и качество жизни простых граждан, прежде всего, определяет институциональная конфигурация экономики. Это реальные институциональные параметры, с которыми всякий гражданин сталкивается ежедневно: уровень коррупции, количество и качество административных барьеров, степень монополизации рынков и концентрации капитала, состояние правоохранительной системы и судебной корпорации в ее составе и многое другое. Эти показатели имеют гораздо более существенное значение для реальной экономики, чем т.н. абсолютные показатели.
К сожалению, в Абхазии институты слаборазвиты. За 20 капиталистических лет в стране не удалось выстроить систему современных рыночных институтов. Есть основания полагать, что по величине разрыва между институциональными и абсолютными показателями Абхазия является одним из лидеров в мире.
Особое внимание читателя я обратил бы на следующий тезис: в Абхазии огромное влияние на экономику оказывают неформальные институты, т.е. формально не закрепленные, устные «правила игры», своего рода экономические традиции. К большому сожалению, подавляющее большинство этих институтов оказывают негативное воздействие на экономическое развитие республики.
Приведу лишь один пример. Нередко в Абхазии до конца не понятно, кому что принадлежит. Зачастую «доля» (специальные термин, которым в республике принято обозначать право лица или лиц на участие в собственности) в каком-либо объекте базируется на добром слове и на «праве сильного», а не на формализованном и специфицированном праве на владение, распоряжение и пользование имуществом. В большинстве случаев на выходе это вызывает правовую неразбериху, так как с течением времени формируются конфликты между «дольщиками» из-за отсутствия формальных прав собственности. Эти конфликты, как правило, решаются вне правового поля и за рамками судебной корпорации.
Судите сами, насколько разрушительным может быть влияние неформальных институтов на экономику.
Россия-Абхазия: контуры стратегического взаимодействия
Итак, нам стало ясно, что экономика Абхазии быстро растет, но, в то же время, республика сталкивается со значительными институциональными проблемами.
Возможно ли настоящее стратегическое взаимодействие между Россией и сегодняшней Абхазией? Возможно ли реальное взаимовыгодное сотрудничество между странами, учитывая современные тенденции развития абхазской экономики, о которых мы говорили выше?
Стратегическое взаимодействие между странами - это, прежде всего, результат реализации национальных интересов одного государства «за счет» другого. Чем интересны страны друг другу? Чем Абхазия может быть полезна России, и наоборот?
Начнем с интересов России. Во-первых, Россия заинтересована в социально-экономическом развитии Абхазии. Довольно очевидно, что социально-экономический успех Абхазии это весомый политический успех России. Напомню, что Россия первой признала государственный суверенитет Абхазии из числа признанных государств, следовательно, она несет определенную политическую «ответственность» за будущее Абхазии. Это значит, что социально-экономическое развитие Абхазии должно находиться в области российских политических приоритетов. Кстати, у России наблюдается дефицит сильных и надежных партнеров на международной арене. В перспективе Абхазия могла бы им стать.
Во-вторых, России выгодно стратегическое взаимодействие с Абхазией с чисто экономической точки зрения. В этом смысле, в первую очередь следует отметить, что Россия может создавать в республике недостающие ее собственной экономике элементы (прежде всего, в туристическом и финансовом контексте), то есть абхазский экономический фактор может стать катализатором всем приевшейся российской модернизации. Кстати экономический потенциал Абхазии может быть разумно и полезно использован Россией в процессе подготовки и проведения Белой олимпиады в Сочи в 2014 г. Она имеет для РФ стратегическое значение.
Заинтересованность Абхазии в стратегическом взаимодействии с Россией относительно более очевидна, так как республика явно отстает от партнера по совокупным показателям силы, и у нее нет особых внешнеполитических альтернатив.
Политические дивиденды от стратегического взаимодействия с РФ тоже очевидны: Абхазия не имеет международно-правовой возможности представлять свои государственные интересы на международной арене (часто абхазским дипломатам отказывают в предоставлении виз в страны Запада, не дают выступать с трибуны ООН и т.д.), продвигать имидж независимого, правого и демократического государства. Это может делать Россия как член почти всех существующих институтов глобального управления, начиная от ООН заканчивая ЕврАзЭС. Точнее, уже делает, но может делать это более интенсивно.
Системная роль России в реализации экономических интересов Абхазии заключается в том, что РФ – основной внешнеторговый партнер Абхазии. По состоянию на сегодня, у республики более 20 постоянных внешнеторговых партнеров, среди которых Турция (22% от совокупного товарооборота), Румыния (11% от совокупного товарооборота) и др.
Но, несоизмеримо большую роль в товарообороте играет РФ (52% от совокупного товарооборота). Важно отметить, что Абхазия закупает у России важнейшие промышленные товары и средства производства, которые республика сама не в состоянии производить. На данном этапе, это обстоятельство существенным образом содействует экономическому развитию Абхазии и может стать стимулом для реиндустриализации национальной экономики.
Конечно, история российско-абхазских отношений знает множество ошибок, грубых и опасных. Их допускали обе стороны. Но, задним числом мы все очень умны: разговоры о том, что 10 лет назад надо было все делать иначе, ведутся по традиции очень легко. Сегодня необходимо использовать опыт прошлых ошибок.
Всем очевидно, что, именно Россия в большей степени будет определять будущий формат взаимодействия с Абхазией. Здесь важно соблюсти паритет интересов. В этом смысле со справедливой тревогой наблюдаю за материалами, которые публикуются некоторыми российскими экспертами. Последние пропагандируют идею создания в Абхазии оффшорной зоны с целью глобального и независимого маневрирования российских капиталов. Конечно, это выгодно России, но противоречит абхазским интересам. Опираясь на то, что Абхазия это, по существу, страна не находящаяся под внешним контролем, предполагается продвинуть идею создания здесь плацдарма для уклонения от налогов, что может привести к потере государственного суверенитета молодой республики.
Это неприемлемо для Абхазии, поскольку у нации нет цели развиваться любой ценой. Полагаю, что нужно искать цивилизованную и взаимовыгодную формулу сотрудничества между двумя странами. Если это удастся сделать, то Москва и Сухум сыграют в большую игру, которая принесет обеим странам значительные международно-политические и экономические дивиденды. В этом случае ось Москва-Сухум может стать важным конъюнктурообразующим фактором в Кавказском регионе.