В Абхазии создана религиозная организация «Совет жрецов Абхазии»
АПСНЫПРЕСС
В АБХАЗИИ СОЗДАНА РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «СОВЕТ ЖРЕЦОВ АБХАЗИИ»
В Абхазии создана религиозная организация «Совет жрецов Абхазии».
Учредители Совета - Сергей Шакрыл, Вазбер Авидзба, Галтер Шинкуба, Валерий Гочуа, Андрей Харчилава и Хаджарат Хварцкия.
Они разработали проект устава религиозной организации, сформировали орган управления (Совет) и намерены обратиться в министерство юстиции для регистрации организации, в соответствии с законом о религии, который в окончательном чтении должны принять депутаты парламента по возвращении с каникул. (Законопроект «О свободе совести и религиозных объединениях принят парламентом во втором чтении – АП).
В Совет вошли жрецы семи святилищ Абхазии (абх. Абжьныха). Председателем единогласно избрали Заура Чичба. На должность управляющего делами религиозной организации назначили Хаджарата Хварцкия.
«Нами сделан первый шаг для юридического оформления и регистрации абхазского традиционного вероисповедания. Эта религия априорно существует в сознании всех абхазов, эта религия равноудалена от политики, от других религиозных конфессий, которые существуют в Абхазии», - подчеркнул Хварцкия.
«Мы уважительно относимся ко всем религиям и понимаем сложность сегодняшней ситуации в Абхазии и вокруг нее, и считаем, что главная задача нашей религии – сближение людей во имя мира и спокойствия», - подчеркнул Хварцкия.
Жрец святилища Дыдрыпщ (Гудаутский район) Заур Чичба отметил особую значимость традиционных верований в жизни абхазов. «Традиционная религия помогла выстоять абхазам в самые тяжёлые времена своей истории», - сказал он.
«Это верование составляло духовную опору нашего народа в годы испытаний, во время Великой Отечественной войны, в период Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 г.г.. и т.д.», - подчеркнул Чичба.
В 1992 году во время грузино-абхазской войны в молении на горе Дыдрыпщ лично участвовал первый президент Абхазии Владислав Ардзинба.
Гора Дыдрыпщ является самым значительным из семи святилищ Абхазии, почитаемых традиционной религией абхазов. Моления на горе Дыдрыпщ проводятся представителями абхазского крестьянского рода Чичба.
Жрец святилища Лыхны-ныха Сергей Шакрыл говорил о том, как мирно сосуществуют святилище и действующий Лыхненский христианский храм. «У нас полное взаимоуважение с иереем Виссарионом (Аплиа)», - подчеркнул Шакрыл.
Моление в святилище Лыхны-ныха ежегодно проводят представители фамилии Шакрыл. По словам жреца, на одном из молений присутствовал и второй президент Абхазии Сергей Багапш.
Сергей Шакрыл считает, что власти и общество положительно воспримут легализацию традиционного верования абхазов и уважительно отнесутся к традициям, нуждающимся в их сохранении.
Управделами Совета жрецов Абхазии Хаджарат Хварцкия отвечая на вопрос корр. Апсныпресс, чем вызвана необходимость юридической регистрации «многовековых религиозно-этических традиций», еще раз подчеркнул, что абхазская традиционная религия вправе зарегистрировать свою организацию, так же как это сделали христианские и исламские организации.
«Мы не имеем никакого отношения к политике, да и не имеем права ею заниматься, кого-то поддерживать. Для нас главное - народ и его проблемы. Мы едины в одном, в желании объединить людей. Мы молимся за благополучие и согласие в народе и в мире в целом», - сказал смотритель Елыр-ныха (Очамчирский район) Галтер Шинкуба.
Хаджарат Хварцкия выразил благодарность президенту, парламенту республики, которые оценили историческую роль традиционной абхазской религии. «Ученый мир считает, что наша религия - это маленький осколок большого вероисповедания, это большая история», - подчеркнул Хварцкия.
В разработке устава организации участвовали: депутат парламента Ахра Бжания, ученые - Марина Барциц, Борис Джонуа, Сария Амичба, Василий Авидзба, Ян Чеснов, Александр Крылов (Москва), юрист Вячеслав Ардзинба, краевед Тач Гицба, писатели Игорь Хварцкия и Лев Регельсон (Москва), историк Руслан Гожба, Георгий Басария, художники Адгур Дзидзария и Батал Джопуа, жрец Заур Чичба, директор Центра гуманитарных программ Батал Кобахия, жители села Ачандара Лева Джения и Иван Царгуш.
АБХАЗСКИЕ ЖРЕЦЫ ИДУТ В ПОЛИТИКУ
В Абхазии намечается новое противостояние на религиозной почве. Но в отличие от конфликта в православной церкви, новые противоречия могут удивить окружающий мир, ведь немногие знают о том, что в Абхазии сильно влияние традиционной религии, реликта, сохранившегося с добиблейских времен.
Высоко в абхазских горах есть село Псху. Живут там, кстати, русские, но только последние полтора века. До массового исхода в Турции, на этих землях жили абхазы, а над селом возвышается гора Инал Куба. Вершина ничем особым не выделяется на фоне таких же живописных гор, окружающих деревню. Но для абхазов, Инал Куба - святое место, "старшая среди равных" аных - древних святилищ. Добраться к подножию горы трудно, места эти удалены от дорог и цивилизации. Может быть поэтому, а может быть и по другим причинам, но в этих местах действительно уникальная энергетика.
Кроме Инал Куба в Абхазии есть еще шесть святилищ, говоря современным языком «общенационального масштаба». Расположены они в разных районах страны. А есть еще родовые и фамильные святилища, относительно больших святилищ, имеющие более низкий статус.
Традиционная религия абхазов, добиблейский прамонотеизм, то есть, единобожие, но естественно, не знающее Иисуса Христа, не поклоняющееся Святой Троице, и не признающее Священного писания. Этот реликт, каким-то чудом, наверное, благодаря уникальному труднодоступному ландшафту абхазских гор сохранился и жив в народе не на уровне преданий, а как самая настоящая религия.
Рукотворных храмов древние абхазы не строили, и моления, собирающие часто и сегодня десятки и иногда сотни людей, проводятся обычно у подножия святых гор с непременным жертвенным ритуалом. Самый распространенный в современной Абхазии ритуал, это моление о дожде. Этот ритуал организовывается каждый год в первой половине лета, между посадкой кукурузы и ее возделыванием. Понятно, что смысл ритуала в том, чтобы урожаю хватило влаги для роста. В наше время, это моление напоминает по большей части просто большой деревенский корпоратив, в котором все односельчане, и живущие и выходцы, принимают участие. А в больших селах делается несколько таких столов.
Завтра в Сухуме будет проведено мероприятие с неожиданным названием - брифинг по итогам Совета жрецов. Отвечать на вопросы СМИ будут сами жрецы. У каждого святилища есть свой жрец. Главного жреца зовут Заур Чичба. Когда слушаешь его речь, ощущение, что перед тобой человек из другого времени, из того, о котором потомки слагают мифы и легенды. В данном случае, первозданная чистота и энергетика абхазского менталитета. Но сейчас жрецы древних святилищ возмущены. Парламент готовится принять закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Как только этот закон будет принят, любая, существующая в стране религиозная община получит право зарегистрироваться как юридическое лицо, сможет узаконить права собственности на свои ресурсы, заниматься издательской, просветительской деятельностью и т. д.
Как ни странно, за бортом нового закона может оказаться самая древняя и как показало время, до сих пор, самая массовая абхазская религия. Дело в том, что разработчики законопроекта в первоначальном его виде, называют древние верования не религией, а "традиционным абхазским мировоззрением". А мировоззрения пока еще не могут получить статус юридического лица. Противники законопроекта подозревают власти в намеренном искажении терминологии для того, чтобы не допустить возможности получения адептами традиционной религии статуса официального лица. Поскольку, в таком случае, Совет жрецов, получает вполне зримое и общественное и в конце концов и политическое влияние. А еще один центр силы, причем, силы, основанной на незыблемых культурных ценностях, властям, якобы ни к чему.
Разумеется, сами власти никак не комментировали эти обвинения. Законопроект прошел второе чтение и был принят без преамбулы. А преамбула, которую было решено вырезать, содержала такой текст: "Абхазия является светским государством, уважает все мировые религии: христианство, ислам, иудаизм и другие религии, а также традиционное абхазское вероисповедание, составляющее неотъемлемую часть духовной жизни народов мира и народа Абхазии". То есть, текст вырезанной преамбулы вполне совпадал с чаяниями сторонников традиционной религии. Но и тем не менее, из принятого во втором чтении законопроекта, эта преамбула выкинута. Правда, винить в этом стоит не столько происки властей, сколько спор о статусе религий. Православие, объективно усиливает свои позиции в новой Абхазии. Строятся и восстанавливаются храмы и в обществе достаточно много тех, кто считает необходимым узаконить особый статус православной церкви в Абхазии. Чтобы не поощрять противоречия, парламентарии решили отказаться от преамбулы.
Для многих, в самой Абхазии, разговор о возможных противоречиях государства и жрецов, оказался очень неожиданным. Абхазия страна предельной религиозной толерантности, во многом, именно благодаря тому, что ни ислам, ни христианство не смогли в свое время полностью завоевать пространство. Причем, если христианство оставило зримый след в истории страны, хотя бы в виде огромного числа храмов, то более двух веков исламского присутствия оставили о себе лишь память в виде некоторого количества абхазских мусульман, которые не чтут Коран и не соблюдают Священный пост. А люди, в основном, умудряются совмещать участие в молениях у святилищ, со службой в храме. И случаи, когда мусульмане являются крестными детей, крещеных в православии, тоже не единичны.
Все это подогревает интригу вокруг закона, которым могут оказаться недовольны абхазские жрецы. Если государство не даст возможности узаконить традиционную религию, жрецы могут напомнить о народных преданиях, которые повествуют о печальных судьбах тех, кто ослушался глас свыше.
Антон Кривенюк
http://www.georgiatimes.info/articles/78759.html
*****
ЗАКОН О РЕЛИГИИ
Автор Akhra Bzhania, написано 1 августа 2012 г. в 10:03Самые непримиримые споры возникают там, где речь идет о безусловных убеждениях – вере. Трудность заключается в том, что от этого слова очень близко до другого слова – недоверие. Так бывает, когда в обычных условиях близкие люди, скажем соседи, не находят общего языка в будничных вопросах, чаще всего вопросах собственности.
Закон "О свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях" был запущен в производство Парламентом IV созыва и практически скопирован с российского аналога за исключением преамбулы. В ней говорится об особой роли традиционного абхазского вероисповедания, об уважении ко всем религиям и естественно о правах граждан. В V созыве работа над Законом возобновилась. Было проведено большое количество встреч и консультаций с экспертами и духовными деятелями, внесено, в том числе и последними большое количество поправок, что, на мой взгляд, сделало Закон уже более "нашим" и актуальным.
Единственной идеологической частью настоящего Закона является преамбула, так как только в ней даются оценочные суждения относительно тех или иных религий. Вокруг нее и развернулись основные дискуссии. В первую очередь комитетом было решено не выделять в особый статус ни одну из религий, в том числе и абхазское традиционное вероисповедание. Однако не все депутаты были согласны с такой трактовкой, предлагая оговорить особый статус православия и вынеся это предложение в качестве поправки к преамбуле. Другие же депутаты предлагали полностью исключить понятие традиционного вероисповедания абхазов как пункт не соответствующий целям и задачам Закона.
Не упростило ситуацию и то, что поправки от Президента поступили за несколько дней до сессии и заключались в том числе в предложении опустить преамбулу и соответственно тот пункт словарной статьи, где дается дефиниция традиционного абхазского вероисповедания. Должен сказать, что в этой ситуации взвешенную позицию продемонстрировали представителя исламской общины ни разу не заявив о претензиях на особое положение.
В итоге к сессии, назначенной на 25/07 Закон подошел с преамбулой, в которой перечислялись все мировые религии, а также традиционное абхазское вероисповедание, призванные и пр. При общей положительной реакции на проведенную работу и статьи Закона, он был заблокирован по преамбуле. Большая, но недостаточная часть голосов была отдана за вариант комитета, меньшая за предложение Президента и еще меньшая за предложение ряда депутатов оговорить особую роль православия. На последующем открытом заседании комитета был согласован компромиссный вариант – упоминая "важную роль православия", уважая все мировые религии, а также "монотеистическое мировоззрение абхазов" и пр., однако представитель Президента не снял свою поправку, но есть вновь отклонил любой вариант преамбулы.
Понимая возможные протесты представителей мусульманской общественности, а также отсутствие единодушия в комитете, была проведена встреча с Духовным управлением мусульман, которые негативно оценив компромиссный вариант преамбулы, высказались за возможность принятия Закона с учетом цейтнота и обязательного дальнейшего возвращения к доработке преамбулы.
Позже в тот же день по инициативе представителя президента состоялась еще одна встреча, на которой было высказано согласие по поводу присутствия в преамбуле понятие абхазского монотеизма, как и соответственно самой преамбулы, и озвучено предложение в силу технических причин (невозможности присутствия представителя Президента на сессии 29/07) отложить принятие преамбулы на третье чтение, приняв весь Закон во втором чтении.
На сессии этот вариант получил поддержку подавляющего большинства. Закон был принят во втором чтении. Считаю в сложившихся условиях такое решение верным, так как в противном случае сохранялась большая вероятность того, что Закон в силу оставшихся противоречий не будет принят и со второй попытки, снят с производства и отправлен на доработку, что могло бы затянуться уже на год.
Уверен, что при наличии реально принятого Закона, произвести корректирующую правку, согласовать статьи и принять преамбулу в том числе и в компромиссном варианте будет делом техники.
Такие дела. Надеюсь такие "отчеты" с сентября можно будет читать уже на парламентском сайте.
facebook.com/notes/akhra-bzhania/закон-о-религии/367750416630722
http://aiaaira.com/index.php/component/content/article/78-v-tsentre-vnimaniya/3975-abkhazskie-zhretsy-idut-v-politiku.html
«РАЗ В ГОД ОБРАТИТЬСЯ К ГОСПОДУ С ТЕМ, ЧТОБЫ ПОРЕЗАТЬ КОЗУ»
Анаид Гогорян
31.07.2012 23:04
СУХУМ---Должны ли в законе о религии быть указаны традиционные для Абхазии религиозные конфессии? Если да, то какие - православие, ислам, традиционная вера абхазов?
Даур Когония: Этот закон должен быть обсужден в обществе очень внимательно, это самый важный закон. Необходимость преамбулы – это, конечно, обязательно. У нас какие традиционные религии? У нас православие, ислам есть - 300 человек, возможно. И потому православие – основная религия, около 500 храмов в Абхазии существуют.
Анаид Гогорян: А что касается традиционных абхазских верований?
Даур Когония: Это была христианская страна и остается, слава богу. А традиционные верования - когда все говорят об Апсуара. Наверное, в определении об этом должно быть конкретно, нельзя же просто так говорить. Раз в год обратиться к Господу с тем, чтобы порезать козу… Господу ничего не нужно, у него все есть, и коза не нужна. Нужна вера людей и терпимость друг к другу.
Гарри Цвижба: Кто в кого хочет, пускай верит. У нас своя традиционная вера, что наши прадеды, деды и наши отцы делали, мы собираемся продолжать нашу традиционную веру, наши праздники. Как в песне у Высоцкого поется – кто в аллаха, кто в кого, пускай верит, это их проблемы. В первую очередь должна стоять наша традиционная вера.
Шурочка: Обязательно надо, у нас интернационал, людей много, разные нации, я считаю, что это обязательно нужно.
Геннадий Аламия: Я слышал, что преамбулу вообще убрали. Нет преамбулы - нет проблемы. Но уйти от проблемы – таким способом вряд ли можно что-то решить. Я думаю, что и преамбула нужна. Сегодня мы говорим о христианстве, об исламе, другие конфессии присутствуют в Абхазии, это иудаизм, католицизм. Все христианские храмы были тогда воздвигнуты на месте языческих святилищ. Да, все народы прошли через этот этап язычества. Так, как это сохранилось у абхазов, ни у кого не сохранилось. И языческие, и христианские, и мусульманские, - самое лучшее для духа, для здоровья. Все это абхазы соединили, и не нужно сегодня вносить раскол. Основа какая-то должна была быть, и она есть. Не надо ее исключать ни в законе, ни в головах, ни в душах.
Мужчина: У нас, я считаю, православный народ, христиане большинство. Мне кажется, что это не нужно. Пускай человек верит, в кого верит, зачем надо в законе указывать?
Анаид Гогорян: Нужно ли в законе указывать?
Второй мужчина: Нужно, нужно указывать традиционную веру, я так понимаю.
Леонид Еник: То, что мы сегодня критикуем некоторые мусульманские страны, что они сугубо мусульманские, что мусульманский консерватизм и т.д., а какая разница? И такое может произойти по отношению к православной религии, к любой религии это может относиться. Поэтому, если мы позволяем себе, сохраняем определенную демократичность, считаю, что нет необходимости вообще конкретизировать какую-либо религию в преамбуле.
АПСНЫПРЕСС
ПАРЛАМЕНТ ПРИНЯЛ ВО ВТОРОМ ЧТЕНИИ ПРОЕКТ ЗАКОНА «О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» БЕЗ ПРЕАМБУЛЫ.
Парламент принял во втором чтении проект закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» без преамбулы.
В преамбуле отмечается, что Абхазия является светским государством, уважает все мировые религии: христианство, ислам, иудаизм и другие религии, а также традиционное абхазское вероисповедание, составляющее неотъемлемую часть духовной жизни народов мира и народа Абхазии.
Депутат Саид Харазия предлагал изменить преамбулу Комитета по образованию, науке, культуре, религии, делам молодежи и спорту и изложить ее в новой редакции, подчеркивающей особую роль православной церкви в истории Абхазии с учетом права на исповедание других мировых религий. Это предложение не было поддержано профильным комитетом. Ни одну из редакций не одобрило большинство депутатов. Согласительная комиссия приняла компромиссное решение вынести на голосование законопроект без преамбулы.
Представлявший законопроект депутат Ахра Бжания пояснил, что все депутаты могут продолжить работу над законом и вносить свои предложения до принятия его в третьем чтении. Он не видит особых противоречий и считает, что «надо просто поработать и согласовать некоторые статьи».
Принятый закон о Религии во втором чтении позволяет религиозным организациям иметь юридический статус, право собственности, заниматься издательской и просветительской деятельностью, налаживать контакты и прочее. «Сегодня религиозные организации в Абхазии функционируют на уровне некоммерческих, либо общественных организаций», - добавил Бжания.