Доктор наук и кандидат в депутаты
ДОКТОР НАУК И КАНДИДАТ В ДЕПУТАТЫВиталий Шария
16.07.2012 23:58
СУХУМ—В это воскресенье в Абхазии пройдут выборы в парламент республики по 26-му избирательному округу. Причиной досрочного голосования стала скоропостижная смерть совсем недавно избранного депутата. Интересно, что свои силы в гонке за депутатское место решил попробовать известный абхазский бизнесмен и политик, лидер Партии экономического развития Абхазии Беслан Бутба.
Недавно известный бизнесмен и политик, председатель Партии экономического развития Абхазии Беслан Бутба привлек к себе внимание общественности двумя неожиданными новостями. Одна из них заключалась в том, что отказавшийся в начале года участвовать в мартовских выборах в парламент республики, он, после того, как в Члоуском избирательном округе №26 были на 22 июля назначены новые выборы (избранный в марте депутатом Темур Логуа в мае скоропостижно скончался), принял все же решение баллотироваться в парламентарии по этому округу, избирателей которого уже представлял в Народном собрании в 2002-2007 годах. Ну а о другом событии до сих пор знает лишь очень узкий круг людей: он стал доктором экономических наук. Собственно, мало кому было известно и о том, что до недавнего времени он был кандидатом экономических наук. Я попросил его рассказать, когда и как он увлекся наукой. Вот что он ответил:
«Прежде всего, хочу сказать, что для меня никогда не было самоцелью обретение каких-то научных регалий. Я считаю, что все это – суетное… Но интерес к науке у меня был постоянно. Дело в том, что я давно занимаюсь большим бизнесом, а там знание экономической науки просто необходимо. В 90-е годы занимался ценными бумагами. Это очень опасный, очень тонкий и очень серьезный бизнес. Без знания экономики в этом бизнесе существовать просто невозможно. И вот моя любовь к чтению экономической литературы, знакомство с серьезными бизнесменами и учеными-экономистами привели потихонечку к этим результатам… Когда начинаешь вращаться в этом мире, те люди, которые занимаются наукой, подбадривают тебя, подстегивают, чтобы ты оформил то, о чем думаешь, что изучаешь, и в какой-то момент получается уже нечестно, если бросишь эту работу, не доведешь дело до конца.
Думая о становлении нашего государства, неизменно приходишь к выводу, что если не самым главным для него, то одним из самых главных является экономическое развитие. В моих работах, как в кандидатской диссертации, которую защитил в 2009-м в Москве, так и в докторской, не идет речи об экономических процессах в Абхазии, так как их тема – изучение интегрированных бизнес-групп, деятельность которых можно проследить в мире, начиная с середины прошлого века. Интеграция больших предприятий приносит очень весомые плоды тем странам, где она развивается. Но говорить о ней применительно к Абхазии не то что рано, для этого пока нет никаких предпосылок. Тем не менее мне очень интересна эта тема, а для Абхазии данное явление – ориентир, к которому мы должны идти.
– А когда была защищена докторская диссертация, и какова ее тема?
– Защищался я в марте этого года в Туле, в отделении российского Межотраслевого центра эргономических исследований и разработок». Тема – «Управление деятельностью интегрированных бизнес-групп в России». Конечно, волнение было. Меня предупредили, что на защите будет человек с большим именем, бывший военный. Очень опасный, может завалить любого. Ну, такой, чем-то напоминающий отца Андрея Болконского из романа «Война и мир» – суровый и въедливый. Он задал мне вопрос, который не имел прямого отношения к содержанию диссертационной работы и который, по замыслу, наверное, должен был поставить меня в тупик. Но я смог ответить достаточно, по общему мнению, интересно, и потом мой «экзаменатор» сказал, говорят, в кулуарах: «А он неплохо подкован».
Думаю, впрочем, что новообретенная научная степень вряд ли сыграет решающую роль в исходе борьбы за пустующее депутатское кресло, которая развернется в предстоящее воскресенье в нескольких селах Очамчырского района, включая родное село Беслана Бутба Члоу. Ведь подавляющее большинство электората там – это не работники научной сферы, а простые крестьяне, озабоченные житейскими проблемами, добыванием хлеба насущного.
Между тем борьба предстоит упорная. Основные политические силы в стране полны стремления укрепить свои позиции в парламентских рядах (в отличие от парламентов больших стран, один депутатский голос в Абхазии – это уже 1/35 всех голосов в законодательном органе). Первым инициативная группа выдвинула малоизвестного в политике Беслана Тарба, которого, как полагают, будет поддерживать партия «Единая Абхазия». Затем на съезде оппозиционной партии «Форум народного единства Абхазии» кандидатом был выдвинут Герой Абхазии Аполлон Шинкуба. Это достаточно хорошо известная фигура в Абхазии, и политическая оппозиция, можно не сомневаться, приложит немало сил, чтобы развить относительный успех в ходе мартовских выборов и увеличить число своих «испытанных бойцов» в парламенте.
Способен ли Беслан Бутба спутать карты названным претендентам и вырваться вперед? Учитывая его и финансовые возможности, и послужной список как политика (лидер партии, кандидат в президенты страны на декабрьских выборах 2009-го), это вполне возможно. Правда, в ходе парламентских выборов в 2007-м в том же округе его ждало обидное поражение. Но тогда этот политик воспринимался властной командой Сергея Багапша как непримиримый противник и против него был активно задействован весь административный ресурс. Сейчас, по прошествии пяти с лишним лет, многое изменилось. В частности, Партия ЭРА и ее лидер активно декларируют политический центризм. Некоторые наблюдатели полагают даже, что исполнительная власть может сделать ставку не на неведомого Беслана Тарба, а на его тезку-центриста. С другой стороны, Беслана Бутба в ходе этой избирательной кампании поддержал, в том числе и в прессе, уступивший Темуру Логуа 24 марта во втором туре предыдущих выборов в Члоуском округе Хрипс Джопуа – бывший глава Администрации Очамчырского района, кандидат в вице-президенты и человек, известный своими оппозиционными взглядами по отношению к властной команде Багапша – Анкваба.