В России обвинили грузинские СМИ в провокациях вокруг принятой ОБСЕ резолюции
«Наглая ложь»
В России обвинили грузинские СМИ в провокациях вокруг принятой ОБСЕ резолюции
Провокацией назвал глава российской делегации в Парламентской ассамблее ОБСЕ Николай Ковалев утверждения ряда грузинских СМИ по поводу недавно принятой резолюции, закрепляющей за Абхазией и Южной Осетией термин «оккупированных территорий». Последние утверждают, что ряд членов российской делегации воздержались при голосовании за данный документ. В Москве это называют «наглой ложью» и грозят мерами.
Наглой ложью» и провокацией назвали в российской делегации в Парламентской ассамблее ОБСЕ утверждения о том, что часть представителей Москвы воздержались при голосовании по проекту резолюции, закрепляющей за Абхазией и Южной Осетией статус «оккупированных территорий».
Как сообщил в понедельник глава делегации Николай Ковалев, информация о том, что ряд российских представителей воздержались при голосовании, появилась в нескольких грузинских СМИ, делающих на этом основании выводы о смещении вектора российской политики на грузинском направлении. «Это наглая ложь, провокация! Россия голосовала строго против этой резолюции», – цитирует Ковалева ИТАР-ТАСС.
При этом глава российской делегации предупредил, что если «подобные фантазии» будут транслироваться на уровне международной арены, то Россия оставляет за собой право «адекватного ответа».
Скандальная резолюция под названием «Положение в Грузии» была одобрена большинство голосов ПА ОБСЕ 9 июля.
В документе, подготовленном польским депутатом Михалем Щербой, выражается поддержка территориальной целостности и суверенитета Грузии в рамках признанных международным сообществом границ и обеспокоенность гуманитарным положением перемещенных лиц как в Грузии, так и на «оккупированных территориях Абхазии (Грузия) и Южной Осетии (Грузия), а также отказом в праве на возвращение в места их проживания».
ПА ОБСЕ призывает все стороны «соблюдать принципы международного права, полностью выполнять Соглашение о прекращении огня, заключенное при посредничестве ЕС, и повышать эффективность Женевского процесса как наиболее всеобъемлющего международного механизма урегулирования затянувшегося конфликта».
В самих республиках назвали документ необъективным и ангажированным.
«Безусловная поддержка позиции Грузии подталкивает последнюю к дальнейшим провокационным действиям по эскалации напряженности в регионе, что подрывает женевский переговорный процесс и отодвигает перспективы грузино-абхазского урегулирования», – приводил «Интерфакс» заявление внешнеполитического ведомства Абхазии.
В Сухуме также подчеркнули, что Абхазия является суверенным государством, а выражение поддержки «территориальной целостности» Грузии демонстрирует игнорирование политических реалий, сложившихся на Южном Кавказе после августа 2008 года.
«Маниакальное стремление тбилисских властей ввести в оборот понятие «оккупированные территории» является ничем иным, как пропагандистским ухищрением, имеющим целью ввести в заблуждение мировую общественность. Ведь именно закон Грузии об «оккупированных территориях» фактически ограничивает доступ гуманитарной помощи на территорию Абхазии и препятствует разрешению конфликта и укреплению мер доверия», – заключили в МИДе.
С критикой документа в конце прошлой недели выступила и Москва, назвав резолюцию неприемлемой и не отражающей реальной действительности. «Российская делегация выступила решительно против этого тенденциозного документа, заявив о его абсолютной неприемлемости. Приходится констатировать, что большинство депутатов Ассамблеи по-прежнему не желают объективно воспринять реалии сегодняшней ситуации на Кавказе. Такой подход, к сожалению, лишает эту структуру ОБСЕ возможности внести конструктивный вклад в укрепление мира и стабильности в регионе», – констатировали в российском МИДе.
МИД РФ ВЫСТУПИЛ ПРОТИВ РЕЗОЛЮЦИИ ОБСЕ ПО ГРУЗИИ
Резолюция Парламентской ассамблеи Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по Грузии неприемлема и не отражает реальной ситуации на Кавказе, говорится в комментарий Департамента информации и печати Министерства иностранных дел (МИД) России.
Как отмечают в ведомстве, в документе, "в частности, воспроизводится заезженное пропагандистское клише об "оккупации грузинских территорий". Российская делегация выступила решительно против этого тенденциозного документа, заявив о его абсолютной неприемлемости.
"Приходится констатировать, что большинство депутатов Ассамблеи по-прежнему не желают объективно воспринять реалии сегодняшней ситуации на Кавказе. Такой подход, к сожалению, лишает эту структуру ОБСЕ возможности внести конструктивный вклад в укрепление мира и стабильности в регионе", - подчеркнули в МИДе.
Напомним, в тексте резолюции, принятой 4 июля 2012г., ОБСЕ в очередной раз призывает РФ проявлять уважение к международному праву и выполнить соглашение о прекращении огня, а также допустить международных наблюдателей в южноосетинский г.Цхинвал и Абхазию.
АБХАЗИЯ ЖДЕТ ОБЪЯСНЕНИЙ
Дэмис Поландов
14.07.2012 00:32
ПРАГА---В сегодняшней рубрике «Гость недели» абхазский общественный деятель, советник президента Всемирного конгресса абхазо-абазинского народа Беслан Кобахия. С ним беседовал Дэмис Поландов.
Дэмис Поландов: Беслан, на днях вы опубликовали заявление по поводу позиции российской делегации на Парламентской ассамблее ОБСЕ, которая не проголосовала против, а воздержалась при голосовании по резолюции «Положение в Грузии». В этой резолюции Абхазия и Южная Осетия названы «оккупированными территориями». Наверняка вы в последние дни контактировали с людьми, которые близки к российским властям, возможно, вы уже выяснили, почему российская делегация проголосовала именно так.
Беслан Кобахия: На самом деле я с очень многими людьми разговаривал в эти дни. Все в недоумении, никакого внятного объяснения этому нет. В то же время никаких предпосылок к тому, что меняется позиция Российской Федерации в отношении к Абхазии и к Южной Осетии, нет. Мало того, все те действия, которые происходят сегодня, и те события, которые происходят каждый день, свидетельствуют как раз об обратном. Речь идет о том, что укрепляются отношения между независимыми государствами, какими являются сегодня Абхазия и Южная Осетия с Российской Федерацией. Я должен вам сказать, что за время, прошедшее с 2008 года, сразу после войны, когда, как мы знаем, была признана независимость Абхазии и Южной Осетии, более ста соглашений было заключено между Российской Федерацией и Республикой Абхазия. Все вопросы, которые возникают в ходе развития отношений между двумя странами, решаются в ходе переговоров, причем все переговоры проходят доброжелательно, в позитивном смысле, и направленность этих переговоров всегда в нахождении и выходе на позитивный результат.
Дэмис Поландов: Беслан, но как же тогда так получилось? Вот вы в своем заявлении пишите, что, воздержавшись от голосования, российская делегация фактически признает термин «оккупация». Вы сами пишите, что если это так, то мы являемся свидетелями полного изменения в позиции Российской Федерации по этим вопросам. Но это действительно так получается. И если за все эти дни не последовало никакой реакции со стороны российских властей, которые никак не объяснили поведение российской делегации на Парламентской ассамблее ОБСЕ, то все равно мы должны что-то предполагать. Вот вы говорите, что никаких оснований нет. Может быть, какие-то основания есть? Просто это какие-то кулуарные переговоры. Многие политологи, грузинские блоггеры пишут о том, что, возможно, ведутся какие-то переговоры между Грузией и Россией. Может быть, они ведутся не с сегодняшними грузинскими властями, а, допустим, с грузинской оппозицией. Вы такое не предполагаете?
Беслан Кобахия: Вы знаете, предполагать можно все что угодно. Конечно же, в политике застывшего состояния не бывает, и переговоры, может, какие-то ведутся, и какие-то встречи проходят, которые не афишируются, - все это возможно, конечно. Но я исхожу из другого. Я посчитал необходимым обратить внимание на то, что руководитель российской делегации как-то неоднозначно высказался по этому поводу. И, собственно говоря, от него мы ждали объяснений – почему такая позиция была проявлена российской делегацией? Никаких внятных объяснений мы на этот счет не получили. Но я не теряю надежды, я думаю, что в ближайшие дни будет какое-то разъяснение со стороны МИДа Российской Федерации, где все будет объяснено. Еще раз хочу повторить, что никаких предпосылок к тому, чтобы изменилась ситуация, просто не существует, ну, во всяком случае, мы о таких не знаем. Я не стал бы из этого одного случая делать какие-то далеко идущие выводы, хотя мы обратили, конечно, на это внимание. В связи с этим я хочу вспомнить, например, переговоры, которые велись между Грузией и Россией на предмет вступления России в ВТО. Вы помните, тогда были приняты решения, которые так же вызвали неоднозначную реакцию. И тогда то же самое было, когда многие грузинские политики стали говорить, что, вот, это свидетельство того, что Россия сдала Абхазию и Южную Осетию и т.д. и т.д. Так вот эта сенсация просуществовала ровно один-два дня. А сегодня мы с вами наблюдаем, что ничего не изменилось с тех пор, и о том случае вообще все забыли.
Дэмис Поландов: Беслан, если вернуться к резолюции «Положение в Грузии», вы наверняка знакомы с этим документом.
Беслан Кобахия: Ну да, я слышал о нем.
Дэмис Поландов: Скажите, а у вас есть какие-то предположения, что в этой резолюции могло показаться Российской делегации разумным, против чего они не хотели голосовать?
Беслан Кобахия: Я не буду это даже комментировать, потому что за документ, в котором фиксируется термин «оккупация», ни в коем случае нельзя голосовать. Потому что это противоречит позиции высшего руководства Российской Федерации, и это не соответствует истине на самом деле. «Оккупация» - это совершенно точный юридический термин, прописанный во всех международных законах, и, собственно говоря, то, что сегодня происходит в Абхазии, совершенно не отвечает тому, что прописано в этих законах. Речь идет о нахождении в Абхазии российских войск. Так вот, российские войска в Абхазии находятся по соглашению, которое заключено между двумя независимыми государствами – Республикой Абхазия и Российской Федерацией. И по этому соглашению прописано создание в Абхазии российских воинских баз. Это ничего общего с оккупацией не имеет.
Дэмис Поландов: Беслан, по поводу этой резолюции уже была реакция абхазского МИДа, но там ничего не было сказано по поводу позиции Российской Федерации, российской делегации. Как вы считает, должно ли было быть зафиксировано в этом заявлении МИДа хотя бы удивление самим этим фактом?
Беслан Кобахия: Мое мнение – конечно, должно было. Думаю, что какие-то консультации между коллегами из МИДа Абхазии и МИДа Российской Федерации проходят. Я думаю, что мы в ближайшее время все-таки услышим позицию МИДа России по этому вопросу, и мне кажется, что там будет дано исчерпывающее объяснение этого инцидента. А так, конечно же, Абхазия - независимое государство, и раз это так, оно должно реагировать на такие вещи.
ДЕПУТАТ ПАРЛАМЕНТА АБХАЗИИ ЮРИЙ ЗУХБА СЧИТАЕТ НЕПРИЕМЛЕМЫМ И НЕПРАВОМЕРНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОТНОШЕНИИ АБХАЗИИ ТЕРМИНА «ОККУПИРОВАННАЯ ТЕРРИТОРИЯ».
Председатель комитета по международным, межпарламентским связям и связям с соотечественниками Парламента Республики Абхазия Юрий Зухба считает неправомерным использование в отношении Абхазии термина «оккупированная территория». «Абхазия является суверенным государством, и, выражая абсолютную поддержку «территориальной целостности Грузии», использовать термин «оккупированные территории» в отношении нашей страны совершенно неприемлемо и неправомерно», - заявил Юрий Зухба агентству Апсныпресс, комментируя принятую Парламентской ассамблеей ОБСЕ 9 июля 2012 года резолюцию «Положение в Грузии».Юрий Зухба выразил недоумение в связи с тем, что российская делегация не проголосовала против этой резолюции, а воздержалась. Руководитель делегации Государственной думы РФ в ПА ОБСЕ Николай Ковалев заявил о том, что "в резолюции есть и разумные вещи, против которых нецелесообразно возражать".
«Высказывания Ковалева, мягко говоря, вызывают недоумение. Мы ждем разъяснений от официальных структур Российской Федерации», - отметил председатель парламентского комитета.
Что касается Миссии наблюдателей Евросоюза, которым, согласно резолюции ПА ОБСЕ необходимо обеспечить «беспрепятственный доступ» на территорию Абхазии, то Юрий Зухба однозначно ответил, что на территорию Абхазии они допущены не будут.
Напомним, что Парламентская ассамблея ОБСЕ на пленарной сессии 9 июля приняла резолюцию "Положение в Грузии", в которой Абхазия и Южная Осетия названы "оккупированными территориями". По информации официального сайта ПА ОБСЕ, проект резолюции получил на заседании широкую поддержку и был утвержден. Документ был подготовлен польским депутатом Михалем Щербой.
В резолюции выражена поддержка территориальной целостности и суверенитета Грузии в рамках признанных международным сообществом границ и обеспокоенность "гуманитарным положением перемещенных лиц как в Грузии, так и на оккупированных территориях Абхазии (Грузия) и Южной Осетии (Грузия), а также отказом в праве на возвращение в места их проживания", - сообщает ИА REGNUM.
Крайнее сожаление по поводу принятой Парламентской ассамблеей ОБСЕ 9 июля 2012 года резолюции «Положение в Грузии» выразило Министерство иностранных дел Абхазии.
В Заявлении, распространенном 11 июля, отмечается, что «принятая Парламентской Ассамблеей ОБСЕ резолюция является необъективной и ангажированной. Безусловная поддержка Парламентской Ассамблеей позиции Грузии подталкивает последнюю к дальнейшим провокационным действиям по эскалации напряженности в регионе, что подрывает женевский переговорный процесс и отодвигает перспективы грузино-абхазского урегулирования».
«Абхазия является суверенным государством, признанным шестью членами ООН. Поэтому выражением абсолютной поддержки «территориальной целостности» Грузии, Парламентская Ассамблея ОБСЕ полностью игнорирует политические реалии, сложившиеся на Южном Кавказе после августа 2008 года»,- заявляет МИД РА.
Внешнеполитическое ведомство Абхазии напоминает о том, что использование термина «оккупированные территории» в отношении Абхазии и Южной Осетии «является совершенно неприемлемым и неправомерным, как с точки зрения мнения подавляющего большинства населения этих республик, так и с учетом принятого в международном праве определения «военной оккупации».
«Маниакальное стремление тбилисских властей ввести в оборот понятие «оккупированные территории» является ничем иным, как пропагандистским ухищрением, имеющим целью ввести в заблуждение мировую общественность», - отмечается в Заявлении МИД РА.
Резолюция Парламентской Ассамблеи ОБСЕ «никоим образом не отражает мнения абхазской и югоосетинской сторон и основана на данных, представленных лишь грузинской стороной». Объективная оценка ситуации вокруг грузино-абхазского конфликта невозможна без всестороннего изучения проблемы и учета мнения всех сторон конфликта, - считает МИД РА.
В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ НЕ ПРИЕМЛЮТ ОБЪЯСНЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ,
НЕ ГОЛОСОВАВШЕЙ ПРОТИВ РЕЗОЛЮЦИИ ПА ОБСЕ
После того, что произошло в Южной Осетии в 2004 и 2008 годах "с молчаливого попустительства ОБСЕ, данная организация утратила всякое моральное право носить свое нынешнее название". Об этом ИА REGNUM заявил 10 июля югоосетинский эксперт Инал Плиев, комментируя принятие ПА ОБСЕ резолюции по Грузии, в котором Абхазия и Южная Осетия названы "оккупированными территориями". Российская делегация не проголосовала против этой резолюции, а воздержалась от голосования. "Совсем другие цели декларировались главами государств при подписании Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки", - отметил Плиев.
"В Южной Осетии ОБСЕ присутствовала с 1992 по 2008 годы, - напомнил эксперт. - С 2004 года в присутствии ОБСЕ проходили обстрелы Цхинвала и осетинских населенных пунктов. ОБСЕ, в отличие от России, оказалась неспособна, да и не желала, установить мир и режим прекращения огня. Варварское разрушение Цхинвала даже не фигурирует в отчете Миссии ОБСЕ в Грузии от 8 августа 2008 года, а нынешнее состояние мира, когда не ведется военных действий, когда в результате сражений не гибнут люди, они называют "оккупацией"".
"Что-то не припомню, - сказал Плиев, - чтобы в августе 2008 года ОБСЕ хотя бы полусловом обмолвилась о необходимости вывода грузинских войск из Южной Осетии, хотя грузинские войска уничтожали населенные пункты и убивали мирных жителей".
Как отмечает Плиев, делегация Российской Федерации во главе с депутатом Государственной думы Николаем Ковалевым не голосовала против этой резолюции, а лишь воздержалась. "Глубоко убежден, что этот факт должен стать предметом резонансного обсуждения", - заявил Плиев.
"Для меня неприемлемо "объяснение" Ковалева, что "в резолюции есть и разумные вещи, против которых нецелесообразно возражать". Никакие "вещи" не могут быть "разумными", если они вредят интересам Родины, ее авторитету, навязывают ей образ "оккупанта"", - подчеркнул эксперт.
"Наша делегация не голосовала против оскорбительных для России и необъективных формулировок, искажающих реальную суть рассматриваемых вопросов. Создается впечатление, что для членов делегации не имеют значения важные решения, принимаемые государством на самом высоком политическом уровне", - заключил Плиев.
Как уже сообщало ИА REGNUM, Парламентская ассамблея ОБСЕ на пленарной сессии 9 июля приняла резолюцию "Положение в Грузии", в которой Абхазия и Южная Осетия названы "оккупированными территориями". В резолюции выражена поддержка территориальной целостности и суверенитета Грузии в рамках признанных международным сообществом границ и обеспокоенность "гуманитарным положением перемещенных лиц как в Грузии, так и на оккупированных территориях Абхазии (Грузия) и Южной Осетии (Грузия), а также отказом в праве на возвращение в места их проживания".
ПА ОБСЕ призывает все стороны "соблюдать принципы международного права, полностью выполнять Соглашение о прекращении огня, заключенное при посредничестве ЕС, и повышать эффективность Женевского процесса как наиболее всеобъемлющего международного механизма урегулирования затянувшегося конфликта".
Документ рекомендует России властям Абхазии и Южной Осетии обеспечить Миссии наблюдателей Евросоюза "беспрепятственный доступ на оккупированные территории Абхазии (Грузия) и Южной Осетии (Грузия), как это было ранее оговорено в Соглашении о прекращении огня, а также в полной мере сотрудничать с МНЕС".
Как пояснил ИА REGNUM 10 июля руководитель делегации Государственной думы РФ в ПА ОБСЕ Николай Ковалев ("Единая Россия") российская сторона воздержалась при голосовании, так как документ содержит "разумные вещи". Он отметил, что "в целом сессия ОБСЕ была тенденциозной, и мне представляется, во многих случаях позиция просто была антироссийской, направленной во вред России, это касается и резолюции по Грузии - она носила во многом характер предвзятый и тенденциозный".
Российская делегация, "естественно, не поддерживала эту резолюцию, и внесла свои поправки, но, к сожалению, парламентская ассамблея голосовала консолидировано против позиции России", сказал депутат.
Отвечая на вопрос, почему российская делегация не проголосовала против резолюции, Ковалев подчеркнул, что "в резолюции есть и разумные вещи, против которых нецелесообразно возражать". "Поэтому в данном случае (при голосовании по резолюции по Грузии) позиция (делегации) сбалансированная, ни в коем случае не направленная на обострение взаимоотношений. Это позиция наша - не доводить до абсурда противостояние", - заявил Ковалев.
