Доска объявлений

Комментарии к объявлениям

Написал(а): Roza 🐬💦

В объявление: Honda Stepwgn
Написал(а): Peacemaker

В объявление: Jaguar S-Type
Написал(а): Мария Давыдкина

В объявление: Продается дом
Написал(а): Сергей Иванов

В объявление: Кровать
Написал(а): Серго Кивадзе

В объявление: Mitsubishi Pajero

Новости

Абхазия Новости



История Сухумского общества «Электричество» с ХlX в.

В XIX в. Сухум освещался керосиновыми фонарями, на улицах города их было 404. В конце XIX в. в городе появились т. н. газокалильные фонари, которые были несколько ярче керосиновых. К началу ХХ в., помимо керосиновых фонарей, здесь уже горело 15 фонарей системы Галкина и 10 фонарей системы Кренгеля. Содержание этих фонарей обходилось городу ежегодно в среднем около 7 тысяч рублей.

В 1906 г. вопрос о строительстве гидроэлектростанции для освещения Сухума электриче- ством рассматривался Думой 3 раза.

В 1907 г. инженеры А. И. Джавахов, Г. Ф. Никитин, К. Э. Андриевский и С. А. Канонович созда- ли товарищество под названием «Контора по сооружению городского электрического освещения в городе Сухуме».

Товариществу была предоставлена концессия на сооружение гидроэлектростанции на реке Басла. В ноябре 1907 г. был заключен концессионный договор между Городской управой и товариществом. В том же, 1907 г., по проекту архитектора И. Н. Бегича на углу Инженерной и Колюбакин- ской улиц было построено одноэтажное здание, в котором разместилась контора Сухумского общества «Электричество» и трансформаторная подстанция (ныне памятник архитектуры, улица Леона, 23, в котором размещается Сухумская городская электростанция). Здесь был установлен центральный городской дизель.

В июне 1907 г. Товарищество приступило к сооружению электростанции на реке Басла, не- далеко от Венецианского моста. 18 марта 1908 г. инженер А.И.Джавахов, из-за нехватки капи- талов, отказался от этого проекта и передал все права своим компаньонам — Г. Ф. Никитину и К. Э. Андриевскому. Они же, в свою очередь, учредили фирму «Сухумское общество “Электриче- ство”». Председателем нового общества стал инженер Г. Ф. Никитин, а его компаньоном — Кон- стантин Эрастович Андриевский. Заведующим станцией был назначен инженер-электротехник Георгий Михайлович Бердичевский, заместителем — Абрам Павлович Майзель, электромонте- ром — Константин Карлович Шварц. Эксплуатацией гидроэлектростанции заведовал инженер-э- лектротехник С. А. Канонович, главным механиком был инженер Красовский, старшим маши- нистом — Юлий Устинович Кузнецов, машинистом — Иван Юлиевич Кузнецов, помощником машиниста — Н. К. Логинов.

Под руководством инженера Бердичевского гидроэлектростанцию построили в кратчайшие сроки — в течение полутора лет. Уже в 1908 г. были построены здание электростанции и плотина. Каменная плотина высотой в 10 метров преграждала путь реке, образовав выше плотины неболь- шое, живописное озерцо. От плотины вода по каналу направлялась к турбинам, которые приводи- ли в движение два генератора трехфазного тока. Турбины системы «Франсис» в 600 лошадиных сил, которые вырабатывали ток в 435 киловатт, напряжением в 3 300 вольт, были установлены на центральной станции в особых камерах. Трехфазный ток высого напряжения передавался с цен- тральной станции на трансформаторную станцию, которая располагалась в городе, и к отдельным трансформаторам, установленным в разных частях города. На трансформаторной станции трех- фазный ток высокого напряжения трансформировался в постоянный ток напряжением в 500 вольт и трехфазным напряжением в 125 вольт. Трехфазный ток напряжением в 125 вольт служил для ка- лильного освещения и двигательной силы, а также для освещения окраин города 20 дуговыми фо- нарями. Постоянный ток напряжением в 500 вольт служил исключительно для освещения центра города дуговыми фонарями.

Уже в 1908 г. техником Щегловским был составлен план Сухума, на котором были отмечены места, где должны были быть развешены более 100 фонарей. Вскоре в городе было установлено 100 фонарей на столбах и подвесках почти на всех перекрестках города. В разных концах города были установлены трансформаторные будки. Одну из них установили на углу Михайловской набе- режной и Торговой улиц (ныне угол набережной Махаджиров и улицы Айдгылара), с условием на- клеивания на нее различных афиш. И вот, наконец, 1 мая 1909 г. в город был подан электрический ток. Первоначально мощность тока составляла 183 лошадиных сил. В это время освещались лишь городские учреждения, учебные заведения и улицы.

В 1910 г. улицы города освещали 120 электрических лампочек и 92 керосиновых фонаря. В фев- рале 1910 г. керосиновые фонари, освещавшие городскую пристань, были заменены на электриче- ские. Здесь было установлено 20 фонарей, каждая лампочка мощностью в 50 свечей. Например, в 1912 г. из 1 790 частных домов в городе было электрифицировано более 700. В 1912 г. Городская управа распорядилась Сухумскому обществу «Электричество» провести электрическую линию по Драндскому шоссе (ныне Кодорское шоссе), от города до городского кладбища, или дальше, до дачи «Синоп». С 4 июня 1913 г. «Электричество» стало пускать электроэнергию в город не толь- ко ночью, но и днем. Постепенно стали освещаться парки, сады, площади, пристани и причалы. На электричестве стали работать фабрики, заводы, мельницы и типографии. Электричество полу- чили правительственные учреждения, частные дома, гостиницы, театры и магазины. К 1914 г. на улицах города уже не оставалось ни одного керосинового фонаря.

Из материалов Анзора Агумаа.

Добавил: Виталий
Источник: Агумаа Анзор
Просмотров: 2323
Дата публикации: 07.12.2020 г.
Вернуться к списку новостей

telegram instagram

Быстрый переход

Последние комментарии

Написал(а): Добрые Руки

Написал(а): Бегемот Мотомото

Написал(а): Добрые Руки

Написал(а): Бегемот Мотомото

Написал(а): Камила Кам

Реклама