У природы, как и у людей, много проблем…
АПСНЫПРЕСС
У ПРИРОДЫ, КАК И У ЛЮДЕЙ, МНОГО ПРОБЛЕМ…
Государственный комитет по экологии и природопользованию все послевоенные годы возглавляет Роман Дбар, о текущей работе ведомства он рассказал корреспонденту Апсныпресс. Мы прошлись по широкому спектру экологических проблемГосударственный в Абхазии и постарались осветить широкий круг вопросов.
Парк принца Ольденбургского и реликтовые сосны
В настоящее время в Госкомитете действуют две комиссии. Одна из них занималась оценкой состояния парка принца Ольденбургского в г. Гагра и практически завершила свою работу, теперь формируются предложения по его радикальной реконструкции. Косметическими мерами обойтись не удастся, так как парк, спроектированный в свое время с большим искусством и изяществом, сейчас находится в очень трудном положении, его, буквально, надо спасать. Он существует уже более сотни лет, за это время уровень грунта опустился на полметра, и дренажная система оказалась ниже уровня моря. Это приводит к тому, что вода на территории парка застаивается, корневая система растений переувлажнена, и они гибнут. В особом уходе нуждаются и парковые насаждения. Есть сухостойные деревья, самосевом размножились растения, которые захламляют парк, старые пальмы в аварийном состоянии и могут рухнуть в любой момент. Необходим новый проект с современной геодезической основой, она определит грамотное инженерное решение проблем парка, который является «визитной карточкой» не только города Гагра, но и всей страны. После документального оформления нашей оценки и предложений, их должен будет рассмотреть Кабинет министров РА и принять соответствующие решения, выделить финансирование.
Другая комиссия по подготовке плана мероприятий по сохранению Пицундо-Мюсерского заповедника начала работать совсем недавно. Она занимается вопросом сохранения Пицундской реликтовой сосновой рощи, которая придает особую ценность курорту. Роща относится к типу сукцессионных сообществ, в котором растения доживают до определенного возраста и погибают, а им на смену приходят уже совершенно другие растения. За время жизни с сосен постоянно опадает хвоя, она формирует иной, отличный от первоначального состав почвы, на которой развиваются растения другого яруса, под пологом рощи образуется новый травяной покров, который не дает семенам реликтовых сосен прорастать. Эта проблема хорошо известна специалистам, существует теоретическая разработка, подкрепленная практическим опытом содействия возобновлению популяции сосен. Методика принадлежит известному абхазскому ученому, ботанику, академику Академии наук Абхазии Альфреду Колаковскому.
Проблемы Пицундской сосновой рощи имеют комплексный характер. Во время войны на ее территории были прокопаны траншеи, которые разрушили ограду. Сегодня роща практически открыта и доступна людям и скоту. Восстановить ограждение – это первостепенная задача. Специалисты должны принять решение по реконструкции ограды, она должна быть не дорогой и проницаемой для животных среднего размера (черепах, зайцев, ежей и т.п.). Необходимо создать новую картографическую основу, которая с точностью до сантиметра определит границы заповедной зоны и позволит прекратить в ее границах всякую хозяйственную деятельность. Сегодня же, пользуясь неопределенностью границ, на территории заповедника работают объекты, ездит транспорт, пасется скот, все это наносит огромный вред уникальному объекту природы.
На Ковалукской возвышенности Пицундско-Мюссерского заповедника обитают редкие и исчезающие виды животных и растений, которые нуждаются в охране. Например, сухопутная средиземноморская черепаха. Госкомитет по экологии и природопользованию сотрудничает с нижегородской неправительственной экологической организацией «ДРОНТ». В Абхазию приезжают специалисты, известный эколог Марк Пестов совместно с сотрудниками кафедры экологии АГУ занимается изучением и оценкой популяции средиземноморской черепахи, она насчитывает около 3000 особей. Бесценна сама роща и комплекс эндемичных растений, которые там сохранились со времен последнего ледникового периода. Только здесь на всей Земле растет самый северный представитель тропического семейства Раффлезиевых – Подладанник красный или Цитинус. Много других уникальных растений. А местное население использует территорию заповедника для выпаса скота. Без ужесточения заповедного режима невозможно сохранить этот удивительный памятник природы. Площадь заповедника около 3.8 тысяч гектаров, а реликтовой рощи – около 100 га.
Экологический мониторинг
Важной составляющей работы является экологический мониторинг. Он ведется в самых разных направлениях и должен обеспечить рациональное природопользование.
Недавно в Сочи завершила работу Абхазо-российская комиссия по рыбному хозяйству. Руководителем абхазской делегации был Роман Дбар. Важный аспект работы комиссии – контроль над добычей рыбы в Черном море. В последние годы объем добычи хамсы постоянно увеличивается, сегодня он уже приблизился к уровню советских времен: абхазские предприятия в этом году переработали около 34 тонн хамсы. По результатам анализа путины 2011-2012 годов принято решение выработать новые нормативы и правила, которые будут соответствовать нынешней ситуации. В этом Абхазии окажет содействие Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства.
Ведется контроль и за разработкой инертных материалов. Приходится сталкиваться с тем, что люди считают, что русло реки может стать карьером для добычи инертных материалов. Это совершенно не так. Река – это живой организм и все наши предписания учитывают этот факт. Речные русла нуждаются в берегоукрепительных и выпрямительных работах. Без вмешательства реки меняют свое русло, уходят в сторону, подобно тому, как ведет себя шланг, по которому с сильным напором проходит вода. Этот процесс необходимо регулировать, так как на пути возможного перемещения рек могут оказаться населенные пункты, коммуникации, сельскохозяйственные угодья. Однако, бесконтрольно изымать инертные материалы нельзя. Реки выносят в море гальку, песок и формируют пляжи, нарушение баланса приведет к наступлению моря. Чтобы предотвратить такое развитие, проводится мониторинг береговых процессов на всей прибрежной зоне от р. Псоу до г. Очамчира.
С системой мониторинга связана еще одна большая и сложная проблема. В советские времена на приморских низменностях было прорыто около 2,5 тысяч километров различных каналов и ирригационных сооружений, их состояние надо постоянно мониторить, чтобы не произошло чрезмерное увлажнение почвы. Это уже произошло на Пицундской низменности, которая была заболочена. В 60-е – 70-е годы прошлого века были построены три насосные станции, чтобы откачивать застаивающуюся воду. После войны работала только одна из них. Это привело к затоплению подвалов домов, коммуникаций, ситуация стала критической. В 2010 году заново построили и ввели в эксплуатацию три новые современные насосные станции с немецкими насосами, они откачивают воду со всеми примесями, уровень грунтовых вод снижен до безопасного (более чем на метр). Вода ушла, коммуникации освободились, но возникла другая проблема – на низменность стала проникать морская вода. Степень солености озера Инкит в отдельные периоды составляет до 50% солености морской воды.
При Госкомитете по экологии и природопользованию РА работает Абхазский государственный центр экологического мониторинга, его деятельность финансировал Государственный экологический фонд РА. К сожалению, в прошлом году Парламент отменил природоохранный налог, и в настоящее время фонд в стадии ликвидации. Программы, которые финансировал фонд, приостановлены. Предстоит реорганизация всего экологического ведомства. Эта задача наиболее ответственная и насущная сегодня. Будет пересматриваться вся система экологического мониторинга: загрязнение моря, воды, осадков, атмосферы. Фонд обеспечивал независимую экологическую экспертизу и значительную степень самостоятельности экологического ведомства. Он прошел интересный путь развития и накопил ценный опыт – в настоящее время все материалы многолетней работы переданы в республиканский архив.
Институт экологии
По инициативе Государственного комитета по экологии и природопользованию был создан Институт экологии Академии Наук Абхазии. Руководство Физико-технического института и Президиум Академии наук Абхазии поддержали эту идею и передали Институту экологии лабораторные корпуса на территории бывшего гидро-акустического института «АТОЛЛ». Появление НИИ экологии – это веление времени, давно назрела необходимость в прикладных исследованиях, без которых невозможно принимать грамотные решения в экологической сфере. Надо производить оценку наших ресурсов и планировать хозяйственную деятельность таким образом, чтобы не оказаться у разбитого корыта. Если не ограничивать неуемность бизнеса, можно нанести серьезный вред себе же. Сколько у нас рыбы, какова ее продуктивность, прогноз на следующую путину и на десятилетие вперед, все эти и многие другие вопросы напрямую связаны с экономикой страны. Институт экологии проходит стадию организации: создаются структуры, определяется тематика, формируется база данных, собираются архивные материалы, заключаются договора с хозяйствующими субъектами для экологического сопровождения, там уже работают 42 человека.
Леса, заповедники и экологический институт
Что касается леса, то объемы его добычи сегодня в Абхазии минимальные. Весь строевой лес завозится из-за пределов Абхазии. С одной стороны это – положительный момент. С другой стороны, снижение хозяйственной деятельности приводит к деградации системы лесного хозяйства: снижается культура лесопользования, сокращается количество специалистов в отрасли, не обновляется техника, ветшают и разрушаются коммуникации. Ранее работали лесхозы, была налажена охрана, проводились лесопосадки, производились рубки ухода, прокладывались и содержались дороги. Сейчас лесхозы практически не работают, а вся система лесопользования сжимается, как шагреневая кожа.
Вообще, у Государственного комитета по экологии и природопользованию огромное поле для деятельности. 11% площади нашей страны – это особо охраняемые природные территории с уникальными памятниками природы. С точки зрения мировой практики – это высокий стандарт, но для нашей страны это недостаточный уровень особо охраняемых территорий. В настоящее время готова документация для создания еще одного Кодорского национального парка. После принятия решения о его создании общая площадь заповедных территорий увеличится до 27%, и мы выйдем на лидирующие позиции в мире. Это не погоня за лидерством, а необходимость. Наша страна в силу ее размеров и хрупкости природной среды может рассчитывать на устойчивое развитие только в том случае, если значительная часть ее уникальных природных объектов будет защищена от разрушения.
Елена Заводская