Шамиль Адзынба: Это попытка группы людей завладеть богатствами, принадлежащими народу
Бывший вице-премьер Шамиль Адзынба в интервью Нужной газете рассказал о своем отношении к добыче нефти в Абхазии.
НГ: Шамиль, ваше отношение к добыче нефти в Абхазии вообще и к истории с частной нефтяной компанией Апсны-Ойл?
– Я отношусь к тем, кто против добычи нефти в Абхазии. Считаю это большим злом для нашей страны – это не нужно делать, это опасно. Более того, находясь в правительстве, я голосовал против продления лицензии на добычу нефти. Это моя принципиальная позиция, потому что все проекты, которые реализуются в нашей стране – экономические, политические – должны рассматриваться через призму экологии, и если это происходит не так, то я – против. Пусть это будет даже очень выгодно экономически, но экология пострадает, лучше этим проектом не заниматься. Для меня это важно. Мы должны думать о будущем поколении, сохранении природы и экологии нашей страны.
Нефть – несомненно, богатство. Но вместе с этим у нас прекрасные климатические условия, море, горы, богатейшая земля, вода, лес, биоресурсы. Мы же не в пустыне или на камнях живем – у нас столько источников заработать и стать благополучным самодостаточным и богатым государством. Добывать нефть в таких условиях нет никакой необходимости. Я считаю это попыткой небольшой группы людей получить «халявные» деньги и завладеть богатством, принадлежащим народу. Если нефть есть под землей, просверлил, качай. Но при этом, надо учитывать, что добывать нефть без вреда экологии невозможно, что бы нам не «пели» идеологи проекта. Тем более что у нас сейсмоопасная зона – ежегодно происходит несколько тысяч мелких землетрясений. Мы их не чувствуем, но на глубине бурения это создаст проблемы. Если нефтяная компания «British Petroleum» справилась с аварией на нефтяной платформе в Мексиканском заливе, потратив миллиарды долларов, то «Апсны Ойл» никаких гарантий по экологической безопасности не дает и не может дать по определению, так как у нее отрицательный баланс. Я говорю, про реальные гарантии, а не слова. И все эти вопросы лежат на поверхности и на них должны быть четкие и ясные ответы. Если мы, общество, их не получим – ни о какой добыче нефти и речи вести нельзя. Это утопия и надо быть врагом самим себе, своей стране, чтобы заниматься такими проектами. Это, во-первых.
Во-вторых: почему нефть должны добывать какие-то частные компании, когда есть государство? Какой интерес у нашего государства и нашего народа? Всем известно, что Договором и иными документами такие интересы не предусмотрены. Есть много форм сотрудничества, например ГЧП (государственно-частное партнерство), акционирование с контрольным пакетом у государства.
В-третьих: легкие деньги развращают людей, общество, которое должно быть вовлечено в процесс, развития и создания государства, если, конечно, мы строим демократическое государство. Потенциал и возможности у нас для этого есть. Но сегодня с нашим уровнем организации государственного управления и законности это очень опасно. Получится обратный эффект. Поэтому мое мнение – не добывать нефть.
НГ: Но есть и другое мнение в нашем обществе
– Да и оно тоже имеет право на жизнь. Я не претендую на истину в последней инстанции. Но в этом случае право принимать решение принадлежит не чиновникам, а истинному хозяину всех природных богатств – народу, как это прописано в конституции Абхазии. То есть этот вопрос можно решить только путем референдума. Вопрос нефти для абхазского государства – это политический вопрос, геополитический. Мы признаны пока не всеми странами мира, находимся в состоянии военного конфликта с Грузией, поэтому если у нас будет добываться нефть, то мы превратимся в ещё больший объект геополитического интереса, и этот интерес будет не в нашу пользу, что осложнит и без того непростую ситуацию в регионе в целом. Наверное, не надо напоминать Ирак, Ливию… Зачем загонять себя в угол, когда есть масса способов развиваться, богатеть? На мой взгляд, очевидно, что мы не сможем контролировать этот процесс. А значит, его за нас будут контролировать другие. Нам это нужно?! Да и важнейший вопрос это логистика – как вывозить нефть? Железная дорога не потянет, нет таких технических возможностей и объемов, да и опасно (диверсия приведет к экологической катастрофе). Трубопроводов и портов у нас нет. Ближайшие порты – это Туапсе и Анаклия. Если Туапсе ещё понятно, то второй порт никак неприемлем. Это еще один вопрос и ответ на него тупиковый.
Теперь о доходах: один чиновник на парламентском слушании назвал сумму 6 миллиардов рублей в год для бюджета. Это вызывает улыбку как минимум. Россия каждый год в виде софинансирования и социально-экономической помощи дает нам гораздо большие средства. Лучше правильно распределить приоритеты и не закапывать их в инфраструктуру или как говорят в народе в «бетон», а создавать рабочие места, развивать реальный сектор экономики и уже на полученные налоги развивать инфраструктурные проекты. Думаю так правильно.
НГ: Широкой общественности не известны учредители нефтяной компании Апсны-Ойл. Что Вам, как бывшему вице-премьеру об этом известно?
– Работая в правительстве, я интересовался этим вопросом, но не смог до конца прояснить ситуацию. Все завуалировано, скрыто и непонятно. Хотя все догадываются, кто стоит за этой кампанией. Но на догадках претензий не предъявишь.
НГ: Мы все время акцентируем внимание на «Апсны-Ойл». Но есть еще «Роснефть», которая так же планирует добывать нефть в Абхазии.
– Абсолютно верно, но что касается «Роснефти», то это немного другая тема. Есть ратифицированное парламентом международное соглашение. Нравится или нет, но теперь мы вынуждены его придерживаться. Есть преемственность власти. Должен констатировать, что оно принято на законных основаниях. Здесь есть к кому обращаться, чтобы получить ответы на свои вопросы, понятны учредители, есть с кого требовать и так далее. В конце концов, в случае аварии у них есть ресурсы для решения вопросов. В случае же с «Апсны-Ойл» даже непонятно кому предъявлять претензии. Есть персоны, которые обозначаются как руководители и так далее, но ответов на интересующие всех вопросы от них получить невозможно. По крайней мере, мне это не известно. Мне приходят на память слова В.Г. Ардзинба о Транснациональных корпорациях применительно к Абхазии. К сожалению, мы его очередной раз не услышали.
“Я неоднократно говорил, что категорически против разработки нефти в Абхазии как на суше, так и на шельфе. Это создает реальную угрозу уникальным природным условиям Абхазии. Кроме того, наше государство не обладает политическими и международно-правовыми инструментами для того, чтобы защитить свои интересы в случае разработки нефти транснациональными корпорациями, а также обеспечить свою безопасность”, – Владислав Ардзинба.
НГ: Почему тогда Вы говорите о референдуме, а незаконности существования этой кампании, незаконности выдачи ей лицензии?
– Рауль Хаджимба, и не только он, будучи депутатом, требовал остановить этот процесс, ликвидировать регистрацию в минюсте. Потом он стал руководителем государства и, наверное, имел все рычаги и информацию, чтобы закрыть вопрос. Почему этого не было сделано? Мне не понятно, почему лицензия была продлена, почему за это решение проголосовали члены правительства? Предпосылок к этому не было.
НГ: Но почему референдум?
– Почему я вопрос ставлю о референдуме? Потому что по Конституции все, что в недрах, принадлежит народу. А по проекту договора, который существует или известен, все добытое принадлежит нефтяной компании. Пусть учитывая это народ на референдуме и определит, нужно ли добывать нефть в Абхазии. Есть пример ОАЭ, Норвегии с одной стороны, и Нигерии, Венесуэлы – с другой. Надо решить и выбрать.
Встанет вопрос, а кто должен инициировать референдум, ведь, как известно он автоматически не произойдет сам? Моё твердое убеждение – это должен сделать глава государства, чтобы придать легитимность и законность данному вопросу. Иначе, в случае проблем, весь спрос с него, так как по нашему законодательству все права у президента. Он обязан разделить ответственность со всеми ветвями власти и самое главное с народом. Это слишком важный вопрос чтоб брать ответственность только на себя.
НГ: А если люди проголосуют за добычу нефти?
– Это право народа – тогда так и будет. Я прекрасно понимаю, что в обществе бытует мнение, что нефть – это благо и если мы начнем добывать нефть, то разбогатеем. Соцсети пестрят рассказами о странах, где гражданам ежегодно кладут на счет деньги от продажи добытой нефти, при этом «забывают» рассказать о степени организованности общества, уровне эффективности управления, законности и правопорядке в этих странах. Некоторые наивные граждане поверили в то, что какая-то частная компания будет заботиться об их благосостоянии. Конечно, не будет. О благосостоянии народа обязано заботиться собственное правительство, власть их для этого выбирают и назначают.
Все что можно ожидать от такой кампании как «Аспны-Ойл» – экологической катастрофы. А денег как не было в стране так и не будет, даже если будет, то немного, уповая только на нефть. Те самые 6 миллиардов которые, якобы попадут в бюджет, с учетом инфляции – это ничто.
Лишь в государстве с высоким уровнем эффективности управления, «сильным» квалифицированным парламентом, независимым объективным справедливым судом, где есть верховенство закона народ будет жить в достатке. Вот наша с вами цель. Даже без нефти и совсем без нефти. Примеров много. Вот над чем надо думать руководителям государства и всей политической элите нашей страны и народу. Только такой подход нас вытянет из политического кризиса, который грозит стать перманентным.
В принципе политико-экономические проекты, противоречащие конституции не должны и не имеют право на жизнь, потому что это незаконно. А наша задача, повторю еще раз – сохранить для наших внуков и правнуков страну, а также все существующие в её недрах богатства. Пусть наши потомки решают, когда придет их время.
Источник: Аиааира
Просмотров: 6146
Дата публикации: 16.07.2020 г.
Вернуться к списку новостей