Заявление черкесских организаций по поводу деятельности Черкесского культурного Центра в Грузии
ЗАЯВЛЕНИЕ ЧЕРКЕССКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПОВОДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЧЕРКЕССКОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА В ГРУЗИИ 17.06.2012 г.
С момента образования в Грузии Черкесского культурного Центра господин М. Чухуа является его директором. Он должен прекрасно понимать особенность положения, в котором находится сегодня черкесский народ. В результате завоевания Черкесии Российской империей в 1763-1864 гг. и совершенного геноцида по отношению к черкесскому народу, страна Черкесия исчезла с карты мира, а более 90% черкесов оказались в изгнании, и живут сегодня за пределами своей Родины, более чем в пятидесяти странах мира.
С момента образования в Грузии Черкесского культурного Центра господин М. Чухуа является его директором. Он должен прекрасно понимать особенность положения, в котором находится сегодня черкесский народ.
В результате завоевания Черкесии Российской империей в 1763-1864 гг. и совершенного геноцида по отношению к черкесскому народу, страна Черкесия исчезла с карты мира, а более 90% черкесов оказались в изгнании, и живут сегодня за пределами своей Родины, более чем в пятидесяти странах мира.
Отличие проблемы черкесов от проблем других народов Кавказа, в разное время подвергшихся гонениям, состоит в том, что черкесы и сегодня, спустя почти сто пятьдесят лет после окончания Русско-Черкесской войны , проживают в изгнании и не имеют возможности вновь обрести Родину. Помимо этого, черкесы по сей день остаются разделенными на своей исторической родине, и проживают в разных регионах, получив различные административные названия.
Поэтому мы весьма признательны Грузии, ее руководству и народу за признание 20 мая 2011 года геноцида черкесского народа , за создание Черкесского культурного Центра, за создание мемориала жертвам черкесского геноцида в г. Анаклиа , на черноморском побережье, за многое другое, что делает Грузия для черкесского народа.
Вместе с тем мы выражаем озабоченность личной позицией директора Черкесского Центра М. Чухуа. В своих высказываниях и проектах он представляет черкесскую проблематику как часть некоего пан-кавказского проекта, чем уводит нашу проблему в совершенно иное русло.
По его выступлениям видно, что он основное внимание уделяет неким общекавказским делам (в его понимании), вайнахам и другим проблемам. Создается впечатление, что черкесские дела его не интересуют.
Мы понимаем, что у других народов Северного Кавказа тоже имеются свои специфические проблемы, и возможно, грузинское государство может и должно протянуть им руку помощи. Однако считаем, что неправильно заниматься этими проблемами под эгидой Черкесского культурного Центра.
Господин М. Чухуа прекрасно знает, что нас не интересуют никакие пан-кавказские утопии, об этом мы неоднократно заявляли в наших беседах. Также он слышал мнение по этому вопросу большинства черкесских организаций на Конференции в г. Анаклиа.
Однако и после этого он опубликовал доклад, в котором, вопреки названию, меньше всего внимания уделили черкесской проблематике. Затем он дал интервью, где поднимались какие угодно вопросы, кроме черкесских.
Считаем нужным обратить внимание на то, что качество некоторых работ, презентуемых Черкесским Культурным Центром, оставляет желать лучшего. В частности, речь идет о "Карте выселения горских народов Кавказа", содержащей фактологические ошибки, и книге "Черкесы", изданной на русском, английском, турецком языках, которая вместила в себя множество ошибок и неточностей. Не будем углубляться в политическую ущербность данной книги для черкесской идеи.
Также вызывают большие вопросы действия некоторых молодых сотрудников центра, которые от имени Черкесского культурного Центра участвуют в сомнительных мероприятиях, дискредитирующих черкесское национальное движение и деятельность Центра. Считаем, что они обязаны были получить соответствующую оценку со стороны руководства Черкесского культурного Центра.
Господин М. Чухуа отлично понимает, что именно со стороны пан-кавказцев создаются проблемы структурирования черкесского движения в диаспоре. И что именно по этой причине пан-кавказское движение идеологически противостоит черкесскому. В силу этого его деятельность противодействует структурированию и консолидации черкесского национального движения.
Весьма прискорбно осознавать, что он делаете все это, находясь на посту Директора Черкесского культурного центра.
М. Чухуа – лингвист, историк, знаток чеченского языка, и, безусловно, имеет право, как человек, заниматься любым направлением деятельности в науке и политике. Но в таком случае он должен возглавить Вайнахский или Пан-Кавказский Культурный Центр, а не Черкесский.
Мы требуем от руководства Черкесского культурного центра впредь избегать пан-кавказски ориентированной политики в их понимании, не ведущей ни к чему хорошему для грузино-черкесских отношений. В противном случае, это может привести к обесцениванию всех усилий грузинского государства, предпринятых в отношении черкесов, и спровоцировать нежелательные процессы в диаспоре.
Еще раз отметим, что мы высоко ценим усилия Грузии, предпринятые в русле признания геноцида черкесов, но Кавказ слишком разнороден, и проблемы отдельных народов слишком разнятся, чтобы подходить к ним шаблонным путем. Мы считаем, что в том положении, в котором сейчас находится черкесский народ, по меньшей мере, не актуально говорить о некой пан-кавказской идее. Во-первых – это дело далекого будущего, в котором ситуация может еще много раз измениться. Во-вторых, это в корне противоречит задачам структуризации черкесского национального движения в диаспоре.
Если господину М. Чухуа больше нравится заниматься проблемами вайнахов, или работать над некой пан-кавказской идеей, он может организовать другой центр, который по своему назначению будет соответствовать его деятельности.
Мурзаканов Абубекир ОД "Адыгэ Хэкужь – Черкесия"
Яганов Ибрагим ОД "Хасэ"
Кеш Руслан ОД "Черкесский Союз"
Хьатко Шамис "Патриоты Черкесии" (Германия)
Бырс Булэнт "Патриоты Черкесии" (Турция)
Хуадэ Аднан "Патриоты Черкесии" (Адыгея)
Евгений Ташу ИА "Адыгэ Хэкум и макъ. Голос Черкесии"
В ЕВРОПАРЛАМЕНТЕ В БРЮССЕЛЕ ПРОЙДЕТ ДЕНЬ ЧЕРКЕССКОЙ КУЛЬТУРЫ
В Европейском парламенте в Брюсселе 18 июня в седьмой раз пройдет День черкесской культуры. Организатором мероприятия выступает Федерация европейских черкесов, поддержку в проведении оказывает депутат Европарламента, представляющий Социал-Демократическую партию Германии Исмаил Эртуг.Напомним, День черкесской культуры в Европарламенте впервые прошел в 2006 году и носил заявочный характер. Целью акции стало ознакомление более широкого круга европейцев с культурой, историей, традициями и современными проблемами черкесов.
Основной темой Дня черкесской культуры в Европарламенте станут XXII Зимние Олимпийские игры в Сочи в связи с изгнанием черкесов и других коренных народов Северного Кавказа с их родины полтора века назад, говорится в сообщении президента Федерации европейских черкесов Левент Сурэр.
По заявленной теме ожидаются выступления представителей черкесских и нечеркесских неправительственных организаций из Германии, Дании, Израиля, Турции, Иордании, США и других стран. Из российских черкесских общественных деятелей в данном форуме примет участие председатель "Адыгэ Хасэ" Краснодарского края Аскер Сохт.
Наряду с черкесскими и нечеркесскими НПО организаторы мероприятия также пригласили представителей Международного олимпийского комитета (МОК) с тем, чтобы в ходе дискуссии были представлены различные точки зрения по Олимпийской тематике.
"Проблематика олимпийских игр неизбежно увязана с темой Сочи как места исторической трагедии черкесского народа в дискурсе как черкесских общественных организаций России, так и тех внешних сил, которые заинтересованы в разыгрывании "черкесской карты"", – говорит старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, кандидат исторических наук Наима Нефляшева.
По ее словам, общественные движения "Адыгэ Хасэ-Черкесский парламент" в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, движение "Хасэ" Кабардино-Балкарии и Адыгейское движение "Черкесский конгресс" говорят о необходимости до Олимпиады "публично осмыслить и дать моральную оценку практик Российской империи на Северо-Западном Кавказе, в ходе которых 96 процентов населения Черкесии стало мухаджирами и было депортировано со своей исторической родины".
Сегодня, отметила собеседница, призывы использовать черкесский компонент в брендировании зимних игр поддерживают почти все черкесские общественные организации России. "Против проведения Олимпиады в Сочи выступает единственная черкесская организация в России "Черкесский конгресс". Ее лидеры отмечают, что невозможно проводить "праздник на костях" на территории Сочи", – пояснила Наима Нефляшева.
Она также напомнила, что в 2010 году парламент Адыгеи обратился в Олимпийский комитет России с предложением учитывать историю и культуру черкесского (адыгского) этноса как коренного народа российского Причерноморья в информационной и культурной программе предстоящей Олимпиады. "Это соответствует принципам Олимпийской Хартии МОК. Также парламент Адыгеи выразил необходимость использовать в комплексе олимпийских мероприятий образ центрального героя нартского эпоса – Саусоруко, возвратившего огонь людям", – сказала ученый-кавказовед.
Сотрудница Центра цивилизационных и региональных исследований РАН считает, что "пропагандистское обеспечение олимпийских игр ведется при полном умолчании о черкесах, на чьей исторической родине эти игры будут проводиться". "Не говоря уже о том, что в брендировании Олимпиады до сих пор нет ни малейшей попытки использовать символику и фольклорные образы черкесов. Между тем традиция обращения к культуре коренного населения тех мест, где проводятся олимпийские игры, является характерной для мирового олимпийского движения. Так было во время Олимпийских игр в Сиднее, Лиллехамере, в Ванкувере", – заключила Наима Нефляшева.
Такие тенденции и отсутствие диалога, по ее словам, возмущают и политизируют даже тех черкесов, которые не входят в общественные организации и обычно проявляют низкую общественную активность.
В ходе прошедшего 7 ноября 2011 года шестого дня черкесской культуры в Европарламенте обсуждалась тема "Черкесские организации диаспоры, их проблемы и ожидания, связанные с Европейским парламентом". Также была принята декларация о национальных правах черкесов. В документе приводится историческая справка о событиях, постигших черкесов во время Кавказской войны XVIII-XIX веков.
3 марта 2011 года в конференц-зале Московского центра Карнеги состоялся семинар "Черкесский вопрос и Олимпиада в Сочи". Как было отмечено на мероприятии, "черкесский вопрос" в контексте предстоящих международных соревнований в Сочи нуждается в широком обсуждении как со стороны самого черкесского сообщества, так и со стороны власти. 12 февраля 2011 года в Черкесске прошла акция "Потомки коренного населения Красной Поляны за Олимпиаду в Сочи-2014!", организованная союзом абазинской молодежи "Шарпны".
ВЗГЛЯД ИЗ ГРУЗИИ: ЧЕРКЕССКИЙ ВОПРОС ИЛИ ПОКА МЫ СТОИМ К АБХАЗАМ СПИНОЙ
Республиканец Бердзенишвили с властями категорически не согласен: "Если мы говорим о судьбе черкесов, но не говорим о судьбе абхазов, которых тоже выслали в те годы, когда грузинская армия воевала в составе Российской,— это лукавство. Грузины участвовали в параде победы над черкесами на Красной Поляне, грузины принимали в этом активной участие на стороне России. И это наша история, ее не перепишешь — просто тогда Грузии было по пути с Россией, а Кавказу — по пути с Турцией. Дагестанцы много веков нападали на грузинские села, и я могу понять тех грузин, которые вместе с русскими пошли воевать, освобождаясь от налетов. Нельзя делать вид, что всего этого не было. Делать из истории политику — большая ошибка".
http://batal.livejournal.com/623566.html
"ПОКА МЫ СТОИМ К АБХАЗАМ СПИНОЙ"
На границе Грузии с Абхазией раскинулся новый курортный
город Анаклиа — с хорошими дорогами, мостами и гостиницами. Грузия гостеприимна
к северокавказскому населению и даже проводит у себя Дни черкесской культуры.
Спецкорреспондент ИД "Коммерсантъ" Ольга Алленова попыталась
выяснить, зачем Грузии черкесы и почему она приглашает их на границу с
Абхазией.
"Эти деньги, вложенные в инфраструктуру, они работают"
Дни черкесской культуры открылись на берегу Черного моря в
новом курортном городе Анаклиа. Полтора года назад здесь был пустой берег моря
и маленькая деревня неподалеку, а теперь проложена хорошая автомобильная
дорога, широкий курортный бульвар из каучука вдоль моря, построены две
гостиницы и пешеходный мост через реку Ингури, соединяющий Анаклиа и село
Ганмухури, расположенное непосредственно у абхазской границы. Курортный бульвар
с велосипедной дорожкой протянулся на шесть километров, а через пару лет власти
обещают довести его длину до 40 км — до города Поти. Этот выросший ниоткуда
город, с фонтанами, недостроенными еще ресторанами, с работающими круглые сутки
в море экскаваторами, строящейся гаванью для яхт, впечатляет и удивляет.
Кажется, в Грузии, где столько социальных проблем, такая высокая безработица и
высокий процент недовольных властью, строить целый город на берегу моря —
неоправданная трата денег.
Но власти убеждены, что действуют правильно. Министр по
диаспорам Папуна Давитая объясняет, что и курортный бульвар, и мост (самый
длинный пешеходный мост в Европе), и аквапарк возле абхазской границы, который
сдадут в августе, и несколько новых отелей бизнес-класса — все это делается для
того, чтобы привлечь туристов, потому что туризм — это рабочие места и
социальная стабильность. "Если раздать эти деньги, они быстро закончатся,
а вложенные в инфраструктуру, они работают",— объясняет министр.
Еще одна причина — нехватка курортов. В этом году Грузию
посетило уже более 1 млн туристов, это почти столько же, сколько здесь побывало
за весь прошлый год. Отдых в Батуми, где высокая влажность и дожди, не всех
устраивает — в Анаклиа же климат почти как в Сухуми, и отсюда всего два часа до
высокогорной Сванетии, где даже летом есть снег.
Строили Анаклиа стремительно: полтора года назад Михаил Саакашвили собрал инвесторов и предложил землю и уже готовые проекты "в подарок" тем бизнесменам, кто возьмется на этой земле построить гостиницу в кратчайшие сроки. Такие смельчаки нашлись, и через полгода курорт был построен. Правда, выхода у них не было: контракт жесткий, и если просрочишь обещанную стройку, можешь потерять землю.
То, что в Грузии нет криминала, признают даже оппозиционеры.
"Да, полиция больше не берет взятки, да, уличной преступности нет,—
говорит Давид Бердзенишвили.— Но полиция превратилась в инструмент для борьбы с
инакомыслием, а тюрьмы забиты заключенными. Никогда в Грузии не было столько
заключенных!"
Независимый эксперт Гия Абашидзе поясняет: "С
криминалом и преступностью боролись сверхжесткими мерами. Мера наказания часто
оказывалась непропорционально жесткой совершенному преступлению. За кражу
телефона, за угон автомобилей давали большие сроки, но теперь в Грузии не
воруют телефоны и автомобили. В то же время количество заключенных
действительно зашкаливает". Положение заключенных в последнее время
остается одной из ключевых проблем, которая подвергается критике со стороны
Евросоюза. Власти отвечают на это, что решают проблему за счет строительства
новых, современных тюрем.
Однако все это — глубоко спрятанные и невидимые постороннему взгляду проблемы. На поверхности то, чего нельзя не оценить: стремительное развитие региональных центров, приток туристов, высокое доверие местного населения к полиции (около 90%). В последнее время Грузию стали массово посещать жители Северного Кавказа — сильное впечатление на них по-прежнему, уже несколько лет, производит то, что полиция не берет взяток. Это открытие многих повергает в шок — об этом потом долго рассказывают дома, и это одна из причин, по которой Грузию решают посмотреть другие кавказцы.