А ларчик просто открывался. НГ.
А ЛАРЧИК ПРОСТО
ОТКРЫВАЛСЯ
На минувшей неделе в
парламентском комитете по бюджету состоялось слушание по отчету Нацбанка за
2011 год. Депутаты предприняли попытку
разобраться в деятельности руководства НБ, чтобы дать оценку главному
финансовому органу страны. В работе расширенного парламентского комитета
приняли участие представители Нацбанка – председатель Илларион Агрун,
зампредседателя Эмма Тания и юрист Роланд Лебедь. Основной темой разговора
стала кредитная политика банка и целесообразность использования
многомиллионного кредита, полученного правительством республики под
модернизацию банковской системы страны. «Нужная газета» решила «вклиниться» в
разговор посредством экспертных оценок и собственных размышлений.
700 МЛН. НА МОДЕРНИЗАЦИЮ
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ.
То, что модернизировать
банковскую систему страны необходимо, ни у кого не вызывает сомнения. Наши
банки на сегодняшний день предоставляют клиентам порядка 10%-12% возможных
услуг, да и те крайне некачественно. Это значит, что надо расширять спектр
услуг и оказывать всемерное содействие коммерческим банкам, которые питают
Нацбанк, а следовательно, способствуют развитию экономики страны.Но вопрос как
раз состоит в том, как захотели понять модернизацию системы в Национальном
банке, получив государственный кредит в размере 700 млн. рублей. Выступая перед
депутатами, председатель Нацбанка Илларион Аргун говорит, что уставной капитал
Нацбанка в
НА ЧТО ПОТРАЧЕНЫ МИЛЛИОНЫ? 700
млн. рублей - это не безвозмездная помощь, это - кредит. Вернуть надо не только
его тело (700 млн.), но и проценты, набегающие по кредиту – 17 млн. рублей
ежегодно, начиная с 2014 года. Из чего следует, что Нацбанком должна была быть
просчитана схема и созданы условия, при
которых данный кредит будет приносить прибыль. Что делает Нацбанк?
Он запускает проект по созданию
платежной карточной системы. На это уходит более 300 млн. рублей. Это
невозвратные деньги, которые не принесут прямую прибыль.
ИГРУШКИ ИЛЛАРИОНА АРГУНА
Илларион Аргун: «Хочу
похвастаться - у нас заработал процессинговый центр, на который мы использовали
300 млн. рублей. Россия еще не имеет процессингового центра, у них только закон
вышел. У них сегодня Visa или MasterCard обслуживаются в Америке. А у нас в
Нацбанке мы можем обслужить владельцев этих карточек – пожалуйста, приходите.
Вы знаете, что Visa или MasterCard нас не признали и категорически с нами не
хотели работать.
Мы нашли другие каналы через
российские банки и будем теперь обслуживать владельцев Visa или MasterCard».
Эксперт: Илларион Аргун откровенно «вешает
лапшу на уши депутатам», пытаясь
преподнести как прорыв в банковской сфере обычный агентский договор между
российским региональным частным банком и Нацбанком. Выдачу платежей по Visa или
MasterCard еще 15 лет назад осуществлял «Гарант-банк» по такому же агентскому
договору. Кстати, эта деятельность была приостановлена именно Нацбанком. Но
если такое сотрудничество было оправдано для коммерческого банка, то для
Национального банка выстраивать отношения с коммерческим банком другой страны,
деятельность которого ему неподконтрольна,
очень рискованно.
Илларион Аргун: «Мы выпустили «Апра-карту». Уже 4 месяца испытываем, прекрасно работает, и мы сейчас имеем предварительное соглашение - наша «Апра-карта» будет обслуживаться на территории России. Вы прекрасно знаете, как удобно это будет для наших жителей. Вот все, что из этой суммы мы сделали».
Эксперт: Сама идея создания
процессингового центра и введения карточной системы похвальна, но при условии
создания ее на собственные средства. Любое государство преследует целью
уменьшить наличный оборот средств. К тому же карточная система, в перспективе,
упрощает жизнь людей, она может быть трансформирована и может быть использована
и как носитель многоплановой информации (в том числе и финансовой). Но создание
такой платежной системы оправдано лишь в том случае, когда она осуществляется
за счет собственных, а не заемных средств. К тому же, в нашем случае речь идет
о создании локальной карты, у которой очень ограниченные возможности - на нее, в основном, будут перечисляться
пенсии и зарплаты. Прежде чем хвастаться, что «мы впереди планеты всей», банкиру
не мешало бы детально изучить опыт других стран. Отнюдь не бедная Швейцария
отказалась от собственной карточной системы, потому что посчитала, что она
экономически нецелесообразна для такой маленькой страны.Те платежные системы, о
которых говорит председатель Нацбанка, это мировые лидеры. Около 26% платёжных
карт мира приходится на долю MasterCard, 57% имеет мировой лидер VISA, третья
система, American Express, - чуть более13 %. Именно поэтому существование этих
платежных систем и оправдано. Что касается использования нашей «Апра-карты» в России,
то это просто головная боль: для того, чтобы ею воспользоваться, придется
искать банкоматы КБ «Уралсиб», регионального банка, с которым заключил договор
Нацбанк Абхазии.
Илларион Аргун: «У нас везде будут стоять
терминалы, вы можете зайти в апацху рассчитаться, в гостиницу зайти
рассчитаться. В любом месте каждый банк, который обслуживает объект, за свой
счет ставит терминал. Он очень дешевый – 150-200 долларов, подключаете и будет
работать».
Эксперт: Экваринг (прием к оплате
платежных карт) председатель Нацбанка решил возложить на плечи коммерческих банков. Лукавство в
150-200 долларов рассчитано на людей непосвященных. Коммерческому банку надо
будет оплатить не только установку терминалов и банкоматов (не одного, а
тысячи, коли речь зашла даже об апацхах), но и потратиться на техническое и
программное обеспечение, интеренет, оплату труда людей, которые будут
обслуживать данную систему. Получается, что оборудование в Нацбанке приобретено
за счет кредита, а затраты на экваринг перекладываются на КБ. Это неправильно,
тем более, что всем известно, что все наши коммерческие банки испытывают общие
проблемы с ликвидностью. По итогам отчетов НБ за первый квартал 2012 года
восемь банков убыточны, в том числе и сам Нацбанк.Итак, 300 миллионов кредитных
денег потрачено Нацбанком на создание процессингового центра и абхазской
платежной системы, которая не принесет прямой прибыли
.КАК ВЕРНУТЬ МИЛЛИОНЫ?
Вопрос депутата Эшба не застал Иллариона Аргун врасплох. Председатель Нацбанка и не спорит, что проекты Нацбанка не окупятся. «Я даже рассчитать боюсь», - искренне признается он и возлагает долг на государство. «Если это окупаемо было, то государство на себя бы не брало. Это инфраструктурный проект государства. Это, фактически, дорога, и говорить, когда дорога окупится, было бы неправильно», - считает Аргун. «Поймите правильно, любой бизнес меньше одного миллиона населения не оправдан», - говорит он и тут же приводит в пример Узбекистан, где за отказ пользоваться кредитной карточкой предусмотрена уголовная ответственность. Похоже, что это конкретный совет парламенту и правительству: «Я думаю, что правительство вынесет свое решение, чтобы постепенно зарплату перевести на пластиковые карты, а потом и весь бизнес».Вот сейчас внимание: получается, что 300 миллионов рублей – государственный долг, а прибыль от «модернизации банковской системы», та самая, которую Илларион Аргун «даже рассчитать боится», будет поступать в многочисленные фонды Национального банка. И в один прекрасный день мы узнаем, что в нашем бюджете к железнодорожному кредиту прибавилась еще одна расплатная статья – выплаты за кредит. Есть и еще одно сходство с железнодорожным кредитом: за его просрочку начисляются штрафные санкции на тело и проценты в размере 10% годовых.Этот кризис создала власть.Но вернемся к оставшейся части кредита - 400 миллионам, которые предполагалось потратить на субординированные кредиты банкам. 131 миллион официально уже ушел на субкрдиты в четыре банка. Судьба остальной части «вращающейся» в Нацбанке суммы официально не расписана. Илларион Аргун: «Я скажу, почему этот разговор пошел в Абхазии не в той плоскости. Многие подумали, что надо эти деньги раздать и на этом закончить, так как сегодня невозврат составляет более одного миллиарда рублей (других денег, не этих). Мы вернулись к субординированному кредиту. Но субординированный мы не могли дать тем банкам, которые не могли создавать резервирование под выданные кредиты. Мы сделали субординированный – эта сумма включается в его собственный капитал для того, чтобы нормативы поднялись, чтобы нас аудит не ругал, что мы пустому банку якобы дали деньги. Только для этой цели был придуман субординированный кредит».
Илларион Аргун: «Что касается
доступности кредитов, я вам приведу только две цифры. На сегодняшний день у нас
377 решений судов на сумму 438 млн. в рублях и в долларах 2 млн. 227 тысяч.
«Леон Банк» – 56 решений, «Престиж» – 51 решение, «Инвест» – 12, «Сбербанк» –
258».
Эксперт: Невозвращенные кредиты - это свидетельство того, что
руководство Нацбанка не справляется со
своей основной функцией – финансового регулятора. Большая часть из этих решений
приходится на «Сбербанк», который на все 100% подотчетен Нацбанку и является
его единственным учредителем. Роль Нацбанка в структуре «СБ» настолько велика,
что убытки, которые несет «Сбербанк», можно считать результатом неэффективной
деятельности Нацбанка.
Не повезло с народом!
Власти часто не везет с народом – то он сорит,
то не любит работать, то не соблюдает законы, а вот в случае с банками не
возвращает кредиты. Илларион Аргун рассказывает депутатам о невозращенных
кредитах в сослагательном наклонении (так, видимо, меньше ощущаются убытки
нанесенные стране). «Если б возвращали на сегодня, по балансу у нас около 3
млрд. на руках у людей по всем банкам. Если бы вовремя вернулись, они другим
отдали бы. Причины находят всякие. Вы знаете, то ли это лето не состоялось, то
отдыхающие не приехали, то еще что-то, но возвратности нету», - жалуется
председатель Нацбанка и обвиняет в сложившейся ситуации коммерческие банки,
суды, силовые ведомства, институт судебных исполнителей, правительство и
парламент. Однако, не все депутаты разделяют
позицию председателя Нацбанка. Депутат Ахра Бжания удивлен, что руководство
Нацбанка делает ставку на силовое решение проблемы. «Из ваших объяснений я
понял, что вы предлагаете только нефинансовые формы регулирования этой
ситуации, то есть прокуратура, суд. Я не профессионал, но я знаю, что
существуют чисто финансовые механизмы регулирования, – говорит он. – Кредитные истории, поэтапное финансирование
проектов, мониторинг ситуации по тем или иным проектам... Я не понимаю, как
работники банка могут оправдывать ситуацию, которая сложилась в банковской
системе только отсутствием силовых механизмов. Мне кажется, что здесь прямую
ответственность несет вершина финансового сектора – руководство Нацбанка».Как
выходить из ситуации?В начале нынешнего года Нацбанк Абхазии объявил о закрытии
трех коммерческих банков. У этих банков есть долги перед Нацбанком, и принимая
решение об их закрытии, Нацбанк поставил
крест на возвращении кредитов. Может быть, ситуация патовая?
Эксперт: Да, ситуация сложная, но Нацбанк должен был искать выходы из нее, а не закрывать банки, перекладывая долги на государство. Вот один из вариантов решения проблемы. У банков скопилось достаточно много залогов в виде домов и квартир. В ситуации, когда наше государство не строит жилье, возникает много проблем с людьми, стоящими в очереди на получение муниципального жилья. Экономический выгодный для сторон выход из ситуации просто напрашивается – государство могло бы выкупать залоги у коммерческих банков, а так как это имущество оценено на 30-50% стоимости, это могло бы стать выгодым проектом не только для банков, но и для государства. В результате решается (недорого) проблема с жильем, и заодно оказывается помощь коммерческим банкам. А Нацбанку в этой ситуации необходимо всего-то помочь выработать механизм и нормативную базу для того, чтобы реализовать залоговое имущество. Действительно, очень простой выход, подсказывает эксперт. Возникает вопрос, почему же Нацбанк и государство не додумались до этого. Возможно, ответом на это станет выступление на парламентском комитете депутата Аслана Кобахия, призвавшего своих коллег и представителей Нацбанка называть «вещи своими именами». «Почему такой невозврат по стране? – говорит он. - Этот кризис создала власть, которая финансировала своих людей, которые считали, что эти деньги им подарили. Надо было вам смотреть, и со всеми этими людьми разбираться – кто действительно спасал ребенка, а кому эти деньги подарили на машину и ресторан, и он не собирается их возвращать. Надо признать, что наша банковская система служит не населению, а чиновникам, которые своими звонками уничтожали банки. Все люди, получившие кредиты, находятся либо во власти, либо около власти. Поэтому никакие судебные приставы не решат проблему, созданную властью совместно с Нацбанком». Но сегодня вопрос уже не в невозращенных кредитах. Эта проблема при желании подается решению. Вопрос в том, сможет ли власть заставить Нацбанк вернуть полученный кредит в срок или за него тоже придется расплачиваться из бюджета. «При нынешней ситуации и нынешнем руководстве главного банка страны – будет платить бюджет», - считают наши эксперты. Система, запущенная нынешним руководством банка, направлена на уничтожение банковской системы и концентрацию финансов в одних руках. Банки, в существовании которых заинтересован Илларион Аргун, ограничиваются аффилированными структурами, для которых создают льготные условия. В качестве примера эксперт ссылается на судебное дело между «Гагра-банком» и ООО «Картега-Юг» и задает вопрос: почему требование, которое Нацбанк предъявляет к коммерческим банкам о создании резерва при выдаче кредитов, не распространяется на банк, одним из учредителей которого являлся председатель Нацбанка Илларион Аргун? Почему Нацбанк позволил «Гагра-банку» выдать кредит в более 120 млн. рублей (равный сумме собственных средств) без создания резервного фонда? Если Нацбанк не создает равные условия для всех банков, значит, он не работает над созданием конкурентной среды в банковской системе. Говоря о закрытии трех коммерческих банков в частных беседах, банкиры отмечают роль председателя Нацбанка, который «спускал кредиты» под выдачу конкретным лицам. Сам председатель Нацбанка называет это сплетнями.Илларион Аргун: «Стоит одному банку из Нацбанка дать 100 тысяч рублей и сказать: дайте вот этому Иванову, поверьте, больше не вернутся эти деньги. Нацбанк не вправе давать указания коммерческому банку. Комбанк никакого отношения к Нацбанку не имеет, и НБ является контролирующим, надзирающим и регулирующим. Он не может дать кредит для персоны, для фирмы никогда. Не верьте всем этим сплетням. Если вы найдете один кредит, который НБ навязал, значит, председатель во главе со всем коллективом будет этот кредит возвращать». Чтобы убедиться в искренности главного банкира страны, надо проверить кредитную линию по 15 млн. кредиту, выданному «Леон-банком». По нашей информации, этот кредит пошел на погашение другого кредита - в «Гагра-банке». Примерно такая же ситуация сложилась и с «Инвест-банком». Дальнейшую судьбу этих коммерческих банков все знают. Ларчик открывается просто – парламенту надо внести несколько поправок в Закон о Нацбанке, инициировать проведение независимой проверки …и предоставить председателю Нацбанка право выполнить свое обещание – возвратить кредиты
Но вернемся к оценке, которую
должен дать работе Нацбанка парламент на одной из ближайших сессий.
Валютобаланс Нацбанка на 1 апреля нынешнего года составляет 4 млрд. 159 млн.
397 тысяч рублей, убыток - 20
млн. 407 тысяч рублей.Из каких денег
Нацбанк собирается погашать кредит размером в 700 млн. рублей? Если депутаты не
потребуют от председателя Нацбанка предоставить расчеты по погашению кредита,
то они станут очередными соучастниками
еще одной кредитной аферы.
Илларион Аргун: «С 2014 года мы начинаем возвращать тело уже. Мы рассчитали тело, каждый год сколько мы возвращаем и процентные ставки. У нас расчет получается нормальный. И никаких не может быть, чтобы кто-то не заплатил, кто бы ни работал в этом банке».
Нужная №22 от 12 июня 2012года.
Изида Чания